Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35 г.Орска»
Принято:
Утверждаю:
педсовет протокол № 1
директор МОАУ «СОШ №35 г.Орска»
от « 30 » августа 2022 года
________________Бадаева Е.Н.
приказ №01-09/190/1 от « 01 » сентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
Срок реализации – 4 года
основное общее образование
7-9 классы
1
(общекультурное)
Рабочая программа внеурочной деятельности курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности»
ООО подготовлена коллективом педагогов МОАУ «СОШ №35 г. Орска»
Предназначена для преподавания в основной школе в 5-9 классах
(Стандарты третьего поколения)
-
Программа:
разработана на основе ООП НОО МОАУ «СОШ № 35 г. Орска», положения о рабочих программах МОАУ «СОШ №35 г. Орска»
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Азбука безопасности» носит естественнонаучную, физкультурноспортивную, социально- педагогическую направленность.
Актуальность программы. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не
оправданная. Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое
внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на
дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме,
каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом
зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная
задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности
на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые
являются одним из фрагментов культуры личной безопасности Программа «Азбука дорожной безопасности» имеет цель
не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на
понимание опасности и безопасности. Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На
каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность
включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта
безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
• обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам
дорожного движения и безопасного поведения на улице;
3
• творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных
заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации
в дорожной среде);
• практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах,
дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и
специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что программа «Азбука
безопасности» реализует учебно-познавательное направление внеурочной деятельности. Каждый вид деятельности,
реализуемый данной программой творческий, познавательный, игровой способствует формированию социального опыта
школьника,осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию
индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников. Данная программа
помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся
ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, использовать полученные знания в повседневной
жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-14 лет.
Основные методы организации образовательного процесса, используемые на занятиях: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично поисковый и исследовательский.
Основные формы проведения занятий:
4
Тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее
знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Данная программа имеет творческо-практическую направленность и предусматривает определенные организационнопедагогические условия. Она предполагают единство взаимосвязанных целей, принципов, содержания, форм и методов,
условий педагогической деятельности, обеспечивающих успешность процесса социально-педагогической адаптации
обучающихся к современному социуму в процессе реализации программы.
При организации занятий необходимо делать акцент на доступность, эмоциональность, способность заинтересовать
обучающихся для развития у них творческих способностей, у детей развиваются такие качества, как усидчивость,
целеустремленность, упорство в достижении цели, доведение начатого до конца.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
•
в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
•
в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, экскурсии, соревнования и т.п.);
•
в методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и др.);
•
в средствах обучения.
Срок освоения программы: 4 года
Ключевые понятия программы:
В рамках изучения данного курса учащиеся знакомятся с базовыми понятиями:
опасность и безопасность, безопасное поведение, опасные ситуации, чрезвычайные ситуации, здоровье, здоровый образ
жизни,
навыки личной гигиены, режим дня, окружающая среда.
Основополагающие принципы программы: - системность; - доступность; целостность; - рефлексивность; - сотворчество;
- принцип возрастного соответствия. Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.
Целостность содержания заключается в том, что необходимо учитывать знания и интересы учащихся, полученные в
ходе обучения.
5
Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа
ведётся в зоне «ближайшего развития»).
Рефлексивность
заключается в обязательном разъяснении значения для развития и
здоровья детей каждого упражнения и задания.
Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями
и друг с другом.
Принцип возрастного соответствия предполагает, что изучаемый материал должен соответствовать возрастным
особенностям и возможностям детей.
Цель программы:Формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и
улицах с помощью изучения Правил дорожного движения
В процессе обучения по программе решаются следующие задачи:
Образовательные: учить учащихся правилам дорожного движения
Развивающие: Развитие дорожной грамотности детей, Развивать мотивацию к безопасному поведению.
Воспитательные:Воспитаниенавыков ориентировки на дороге.
Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.Повышение
ответственности детей за свое поведение на дорогах,формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях
дорожного движения, формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Прогнозируемые результаты.
6
Теоретическая компетентностьвключает:
➢ Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
➢ Широта кругозора;
➢ Степень восприятия информации;
➢ Развитость практических навыков работы с литературой;
➢ Осмысленность использования специальной терминологии.
Практическая компетентность, включает:
➢ Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
➢ Свобода владения специальным оборудованием и оснащением кабинета;
➢ Качество выполнения практического задания;
➢ Технологичность выполнения практической деятельности;
➢ Владение компьютерными технологиями.
Личностное развитие, оценка уровня воспитанности:
➢ Культура организации практической деятельности;
➢ Культура поведения;
➢ Творческое отношение к выполнению практического задания;
➢ Аккуратность при выполнении работы;
➢ Развитость специальных способностей;
➢ Умение работать в команде, отсутствие конфликтов в коллективе;
➢ Самоконтроль, терпение, воля, желание трудиться;
7
Содержание программы
Первый год обучения
Тема 1Улица полна неожиданностей.
Теоретическая часть.Беседа, презентация, загадки, стихи.
Практическая часть.
Тема 2:Наш город и его транспорт
Теоретическая часть.Загадки,исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по
назначению
Практическая часть: работа в парах
Тема 3:Где и как переходить дорогу
Теоретическая часть.Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка
дороги, улица с односторонним и двусторонним движением)
Практическая часть.ролевая игра
Тема 4:Дорога в школу
Теоретическая часть.Работа с планом местности,стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа
(пешеходные правила)
8
Практическая часть.практическая работа (около школы),разбор и анализ конкретных ситуаций.
Тема 5:Наша улица.
Теоретическая часть.Беседа,работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом).
Практическая часть.индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.
Тема 6:Как рождаются опасные ситуации на дорогах
Теоретическая часть.Беседа, исторический материал,дорожные ситуации.
Практическая часть.практическая работа.
Тема 7:Викторина
Теоретическая часть.«Счастливый случай».
Практическая часть.Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка),
ты мне – я тебе,видеовопросы от старших)
Тема 8:Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Теоретическая часть.Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа,
стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата
Практическая часть.самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
Тема 9:Сигналы регулирования дорожного движения
Теоретическая часть.Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика».
Практическая часть.игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
Тема 10:Игра «Регулировщик»
Теоретическая часть.Загадки, , презентация.
Практическая часть., сюжетно-ролевая игра
Тема 11:Практическое занятие по изготовлению светофора.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Тема 12:Дорожные знаки.
Теоретическая часть.Дорожные знаки.Исторический материал,беседа, презентация,
9
Практическая часть.Исторический материал,беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно
дети»)
Тема13:Запрещающие знаки
Теоретическая часть.Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация.
Практическая часть.работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
Тема14:Предупреждающие знаки
Теоретическая часть.Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация.
Практическая часть.работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
Тема15: Знаки особого предписания и знаки сервиса
Теоретическая часть.
Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация.
Практическая часть.работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
Тема 16:Опасные ситуации на дорогах
Теоретическая часть.Беседа.
Практическая часть.анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.
Учебный план первого года обучения
№
п/п
1.
2-3.
Тема
Вводное занятие Улица полна
неожиданностей. Начальная аттестация
(контроль)
Наше село и его транспорт
Теоретические
занятия
1
1
10
Практические
занятия
Всего
часов
1
1
2
Где и как переходить дорогу
Дорога в школу
Наша улица.
Как рождаются опасные ситуации на дорогах
Викторина
Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Сигналы регулирования дорожного движения
Игра «Регулировщик»
Практическое занятие по изготовлению
светофора.
19-22. Дорожные знаки.
23-25 Запрещающие знаки
26-28 Изготовление запрещающих знаков.
29-32. Предупреждающие знаки
33-34. Изготовление предупреждающих знаков.
35
Итоговое занятие Знаки особого предписания
и знаки сервиса
36.
Опасные ситуации на дорогах
Итоговая аттестация (контроль)
Итого
4-5.
6.
7.
8-9.
10-11.
12.
13-14.
15-16.
17-18.
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
2
2
2
1
1
1
2
2
2
1
3
2
2
3
3
3
4
2
1
1
1
1
36 часов
Календарный учебный план-график.
11
IIIчетверть
III каникулярный период
IVчетверть
Итоговая аттестация (контроль)
Итого
8 недель
24 неделя
9 недель
36 неделя
36 недель
IIчетверть
7-недель
II каникулярный период
I каникулярный период
9 неделя
17-ая неделя
Iчетверть
8- недель
Промежуточная аттестация (контроль)
Начальная аттестация (контроль)
2 неделя сентября
16 неделя
Начало учебного года, инструктаж ТБ
1 год
1неделя сентября
Год реализации программы
Условные обозначения:
12
36
недель
Ведение занятий по расписанию
3
недели
Занятия в каникулярное время
3
недели
Контроль, аттестация
Тематический план 1 года обучения
№ п/п
Тема
Дата проведения
Вводный блок
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Улица полна неожиданностей.
2.
Начальная аттестация (контроль) Наше село и его
транспорт
3
Наше село и его транспорт
4
Где и как переходить дорогу
5
Где и как переходить дорогу
6
Дорога в школу
7
Наша улица.
8
Как рождаются опасные ситуации на дорогах
9
Как рождаются опасные ситуации на дорогах
10
Викторина
13
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Викторина
Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Сигналы регулирования дорожного движения
Сигналы регулирования дорожного движения
Игра «Регулировщик»
Игра «Регулировщик»
Практическое занятие по изготовлению
светофора.
Практическое занятие по изготовлению
светофора.
Дорожные знаки.
Дорожные знаки.
Дорожные знаки.
Запрещающие знаки
Запрещающие знаки
Запрещающие знаки
Изготовление запрещающих знаков.
Изготовление запрещающих знаков.
Изготовление запрещающих знаков.
Предупреждающие знаки
Предупреждающие знаки
Предупреждающие знаки
Предупреждающие знаки
Изготовление предупреждающих знаков.
Изготовление предупреждающих знаков.
14
34
35
36
Итоговое занятие Знаки особого предписания и
знаки сервиса
Итоговое занятие Опасные ситуации на дорогах
Итоговая аттестация (контроль)
ИТОГО
36 часов
Методическое обеспечение
№
п/п
1.
2
3.
Раздел/Тема занятий
Вводное занятие. Правила
техники безопасности.
Улица полна
неожиданностей.
Начальная аттестация
(контроль) Наше село и его
транспорт
Наше село и его транспорт
Форма занятий
Приёмы и методы
организации
образовательного
процесса
Беседа,
игра – знакомство,
практическое
занятие.
Дидактический материал по
теме
Презентация, загадки, стихи.
Загадки,исторический
материал, презентация
«Специальные
автомобили», деление
машин по назначению
(работа в парах).
Загадки,исторический
материал, презентация
«Специальные
автомобили», деление
машин по назначению
(работа в парах).
15
Формы подведения
итогов, оценочные
материалы
Ролевая игра
Ролевая игра
4.
Где и как переходить
дорогу
5.
Где и как переходить
дорогу
6
Дорога в школу
7
Наша улица.
8
10
Как рождаются опасные
ситуации на дорогах
Как рождаются опасные
ситуации на дорогах
Викторина
11
Викторина
12
Наши верные друзья на
улицах и дорогах.
9
Беседа,работа с
планом
микрорайона
(найди свою улицу,
дом),
Беседа,
Инсценированная сказка
по ПДД,игра «найди
ошибку»,
Беседа,
Стихотворение Я.Пишумова
«Город, в котором…»,
исторический материал,
презентация (разметка дороги,
улица содносторонним
двусторонним движением),
ролевая игра.
Стихотворение Я.Пишумова
«Город, в котором…»,
исторический материал,
презентация (разметка дороги,
улица содносторонним
двусторонним движением),
ролевая игра.
работа в группах.
отметь на карте свой путь
опасные места на нём
игра «найди ошибку»,
разбор и анализ работ.
исторический
материал,дорожные ситуации
практическая работа
Счастливый
случай».
Ролевая игра
Ролевая игра.
Деление на 3 команды (по
рядам), разминка,
заморочки из бочки,
музыкальная пауза
(физкультминутка)
ты мне – я тебе,видеовопросы от
старших).
Стихотворение Г.Титова «Я над
шумным перекрёстком»,
16
самостоятельная работа
(нарисуй 2 светофора: для
исторический материал, беседа,
стихотворение Я.Пишумова « На
посту стоят два брата…»,
13
Сигналы регулирования
дорожного движения
14
19
Сигналы регулирования
дорожного движения
Игра «Регулировщик»
Игра «Регулировщик»
Практическое занятие по
изготовлению светофора.
Практическое занятие по
изготовлению светофора.
Дорожные знаки.
20
Дорожные знаки.
21
22
Дорожные знаки.
Запрещающие знаки
23
24
Запрещающие знаки
Запрещающие знаки
Блиц – опрос,
25
Изготовление
запрещающих знаков.
Изготовление
запрещающих знаков.
Беседа.
15
16
17
18
26
Кроссворд, блиц-опрос,
беседа, презентация
«Сигналы
регулировщика»
автомобилей и для
пешеходов)
Доскажи словечко», игра
«На перекрёстке».
Мультфильм про светофор.
Ролевая игра
Загадки, сюжетно-ролевая игра,.
презентация.
Презентация этапов работы
Изготовление светофора.
Выставка работ, разбор
работ.
Исторический
материал,беседа,
презентация,
презентация,
Презентация этапов работы
самостоятельная работа
(рисование знака
«Осторожно дети»)
стихи В.Головко «Дорожные
знаки»
работа в парах
Ролевая игра
работа в парах
(нарисовать знак,
рассказать о нём, что
запомнили).
Презентация этапов работы.
Самостоятельная работа.
17
28
Изготовление
запрещающих знаков.
Предупреждающие знаки
29
30
Предупреждающие знаки
Предупреждающие знаки
31
32,
Предупреждающие знаки
Изготовление
предупреждающих знаков.
Изготовление
предупреждающих знаков.
Итоговое занятие Знаки
особого предписания и
знаки сервиса
27
33
34
35
Опасные ситуации на
дорогах
Итоговая аттестация
(контроль)
Выставка работ. Конкурс
на лучший знак.
беседа, презентация,
работа в парах
(нарисовать знак по
выбору, рассказать о нём,
что запомнили)
стихи В.Головко «Дорожные
знаки»,
Блиц – опрос,
Беседа.
Презентация этапов работы
работа в парах
(нарисовать знак по
выбору, рассказать о нём,
что запомнили)
Выставка рисунков.
Ролевая игра
Самостоятельная работа.
Блиц – опрос,
Беседа,
Беседапрезентация,
работа в парах
(нарисовать знак по
выбору, рассказать о нём,
что запомнили)
анализ ситуаций
стихи В.Головко «Дорожные
знаки»,
работа в парах
(нарисовать знак по
выбору, рассказать о нём,
что запомнили)
презентация «Опасные
ситуации»),
игра «Узнай дорожный
знак», ролевая игра
Формы аттестации (контроля)
Механизм оценивания образовательных результатов: - мониторинг
Контроль результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы осуществляется ежегодно и
разделяется на несколько этапов:
18
1.
Начальный (сентябрь) – контроль проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований,
просмотров, прослушиваний, сдачи нормативов и фиксирует исходный уровень обучающегося в баллах.
2.
Промежуточный (декабрь-январь) – контролькак правило, совпадает с этапами педагогического контроля,
обозначенными в дополнительной общеобразовательной программе, результаты выполнения данных контрольных
заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы группы (в баллах).
3.
Итоговый (апрель- май) – контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения
образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения
полученного результата с целью образовательной программы (концерт; контрольное задание; спортивное соревнование,
сдача контрольных нормативов; викторина; отчетная выставка работ; анкетирование; тестирование; спектакль; защита
творческих работ и проектов) (в баллах)
В процессе обучения заполняется таблица результатов участия (побед и призовых мест) обучающегося в конкурсах,
соревнованиях и т.п. различных уровней (приложение 1)
Все показатели и результаты аттестации (контроля) заносятся в итоговую таблицу
(приложение 2) по следующим критериям:
показатели: оптимальный- 4б, высокий-3б, средний-2б, низкий -1б
средний балл-сумма всех набранных баллов поделенная на число 9 для каждого ученика
уровень освоения:
Степень выраженности каждого показателя выявляется по четырем уровням:
1 уровень - оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет
творческие достижения на уровне района, области, России);
2 уровень - высокий (полное освоение программы);
3 уровень - средний, т.е. базовый (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные
ошибки);
4 уровень - низкий (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при
выполнении практических заданий).
19
Формы подведения итогов реализации программы: контрольное задание;,; викторина; анкетирование; тестирование;
спектакль; защита творческих работ и проектов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые документы
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
2. Основная литература и интернет ресурсы.
1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998
2. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .
3. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997
4.Г.Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности. Волглград,2003г
5.С.Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.
6.Материалы газеты «Добрая дорога детства».
7.Энциклопедия «Все обо всем».
8.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
9.Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.
20