ПРОГРАММА ВД ПРЕСС ЦЕНТР ШАГИ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35 г.Орска»

Принято:

Утверждаю:

педсовет протокол № 1

директор МОАУ «СОШ №35 г.Орска»

от « 30

________________Бадаева Е.Н.

» августа 2022 года

приказ №01-09/190/1 от « 01 » сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

школьного пресс-агентства
«ШАГИ»
основное общее образование
7-9 классы
(общекультурное)

Рабочая программа внеурочной деятельности школьного пресс – центра «ШАГИ» ООО подготовлена коллективом педагогов МОАУ «СОШ
№35 г. Орска»

Предназначена для преподавания в основной школе в 5-9 классах

(Стандарты третьего поколения)

-

Программа:
разработана на основе ООП НОО МОАУ «СОШ № 35 г. Орска», положения о рабочих программах МОАУ «СОШ №35 г. Орска».

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность программы
Программа курса внеурочной деятельности Школьный пресс-центр «ШАГИ» (Школа гениальных инициатив) социально-педагогической направленности нацелена
на развитие и реализацию творческих способностей учащихся, совершенствованию навыков литературного творчества, повышению интереса к учебе, приобретению
теоретических и практических навыков в работе с компьютером по основам журналистики и компьютерному дизайну, развитию умения ориентироваться в мире
информации и работать с ней.
1.2 Структурные элементы
Программа состоит из 6-ти модулей:
1. «Журналистика как профессия»
2. «Работа с текстом»
3. «Типология СМИ»
4. «Жанры журналистики»
5. «Практикум»
6. «Радиожурналистика»
1.3 Актуальность программы
Программа актуальна, так как связана с личностным становлением школьников, овладением речевой и письменной культурой. Индивидуальный образовательный
маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающихся в образовании и обучении.
Новизна программы в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства в повседневной
жизни.
1.4 Программа составлена на основе действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам
Документы, регламентирующие деятельность в дополнительном образовании:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660)

3. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам"
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ»
5. Устав Образовательного Учреждения
6. Локальные нормативные акты Образовательного Учреждения
1.5 Отличительные особенности программы
В отличии от уже существующих программ в этом направлении, данная программа помогает обучающимся примерить на себя в разное время разные роли и сделать
свой собственный выбор. Кто-то, попробовав себя в той или иной профессии СМИ, быстрее по времени останавливается на чём-то одном, кому-то нужно больше
времени, чтобы определиться. В любом случае, все приобретённые на занятиях знания, умения и навыки пригодятся выпускникам в жизни, какую бы профессию
каждый из них не выбрал.
Большую часть времени программы занимает практика, когда приобретённые знания и умения (теоретические знания) ребята могут применить, получая творческие
и редакционные задания.
В программе используются новые формы диагностики и результатов (Приложение 1)
1.6 Цель и задачи программы
Цель:
создание условий для формирования и развития у учащихся:
• Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;

• Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
• Умения самостоятельно приобретать и применять знания;
• Творческого мышления, познавательной активности;
• Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
• Коммуникативных навыков.
Задачи:
образовательные:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии, являются:
- желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
- активная позиция во время занятий;
- выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
1.7 Планируемые результаты и способы их оценки
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр».
К концу обучения обучающиеся получат возможность:
Личностные

Предметные

- правила поведения на занятиях

- перерабатывать и преобразовывать - основные правила русского языка, лексические
информацию из одной формы в
значение и происхождение слов, историю
другую (составлять план, таблицу,
народа в целом.
схему);
- пользоваться словарями,
справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинноследственные связи;
- строить рассуждения.

- умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

- адекватно воспринимать
предложения и оценку учителя,
товарища, и других людей;

Знать

Уметь

Метапредметные

- уметь разговаривать, строить логически и
грамматические правильные предложения.

потребность в чтении;
- контролировать и оценивать
- адекватно оценивать свои поступки и нести
процесс и результат
ответственность за их результат;
деятельности;
- правильно взаимодействовать с партнерами по
- формулировать собственное
команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
мнение и позицию.
- выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных видах творческой деятельности.
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в
- применять полученные навыки - применять полученные знания и умения в
процессе взаимодействия;
в быту.
повседневной жизни.
Применять
- подводить самостоятельный итог занятия;
- анализировать и систематизировать полученные
умения и навыки.
Способы оценки результата:
Занятия в творческом объединении помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать
созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Школьный пресс-центр», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая
поможет ему овладеть обще-учебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.
Формы занятий: эвристическая беседа, игра, тест, мастер-класс, круглый стол, практические занятия.
Виды занятий: комбинированное; получение новых знаний и навыков. (Приложение 1, 2.)
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Форма обучения
Очная/заочная/ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
2.2 Срок реализации и режим работы
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов – 136. Режим занятий: занятия проводятся из расчета 34 учебные недели, 2 раза в неделю по 2 часа.
2.3 Характеристика группы
Программа предусматривает свободный набор группы детей от 15 до 17 лет, независимо от их успеваемости или поведенческих данных. Состав группы - 15 человек.
2.4 Требования к уровню подготовки педагога
Среднее профессиональное образование. Учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории. Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории.
2.5 Методическое и материально-техническое обеспечение программы
В основу программы вошли такие авторские методики, как «Изучение социализированности личности учащегося» (автор М.И. Рожков, Приложение 3), «Изучение
качеств личности воспитанников» (автор: М.И. Шилова, Приложение 4)
Формы и методы организации учебного процесса:
Материально-техническое обеспечение:
• учебный кабинет;
• учительский стол – 1 шт.;
• учебные столы – 15 шт.;
• доска (с возможностью магнитного крепления) – 1 шт.;

• компьютер – 15 шт.;
• принтер чёрно-белый – 1 шт.;
• принтер цветной – 1 шт.;
• мультимедийный проектор – 1 шт.;
• интерактивная доска – 1 шт.
Материалы и инструменты:
бумага ксероксная формата А3 и А4 – белая и цветная двусторонняя;
Информационное обеспечение:
интернет-, видео-, аудио- ресурсы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п
модуля

Модуль 1.

Название раздела, темы

«ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ» (11 часов)
История журналистики. Период пра-журналистики.
Теория: 1ч
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
Формирование представлений о профессии журналиста.
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. Развитие художественных жанров (очерк, панфлет и др.)
В.Г. Белинский, А.С.Пушкин. Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист. «Москва и москвичи», «Хитровка» и другие рассказы
Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
История журналистики. Появление предпосылок для создания первых газет.
Теория: 1ч
Первые газеты. «Рукописные ведомости». История "Таймс": появление "четвертой власти"
История журналистики. Расцвет журналистики.
Теория: 1ч
Краткие сведения из истории зарубежной журналистики. Появление в Европе и России первых печатных газет.
История журналистики. Конец «эры Гуттенберга».
Теория: 1ч

История журналистики неразрывно связана с развитием коммуникации, человеческого общения. Глашатай, гонец служили племенным
интересам. Рабовладельческие империи создали систему почты, которая обслуживала интересы властителей Римской империи и халифата
для управления подданными и обмена
информацией. В Риме Юлий Цезарь создал подобие газеты: на Форуме вывешивались покрытые гипсом дощечки, на которых писцы
выдавливали палочками
тексты, которые держали в курсе дела жителей Рима. Вот, к примеру, новости, обнародованные археологами из тогдашней газеты: «Вчера
над городом разразилась сильная гроза. Недалеко от Велии молнией зажгло дуб.»
Роль журналистики в обществе и роль ученического издания в жизни школы.
Практика: 2ч
Ученическое издание - вестник информации школьной жизни, средство общения обучающихся, учителей и родителей. Выступает одним из способов
самовыражения и самореализации. Школьная пресса занимается освещением и популяризацией учебно-воспитательного процесса.
Разбивка обучающихся на подгруппы (редакции). Создание макета школьной газеты.

Роль журналистики в обществе и роль ученического издания в жизни школы.
Теория: 1ч
Образ и этика журналиста, его функции:
- информационная;
- коммуникативная;
- формирование общественного мнения (выражение мнений определённых групп);
- контролирующая.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
«Я - журналист». Определение линии поведения юного журналиста.
Теория: 1ч
Образ и этика журналиста. Профессиональная этика журналиста – международные и российские акты, юридически не оформленные, но
известные и чётко прописанные правила, принятые в СМИ и одобренные журналистским сообществом.
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- широкий кругозор;
- владение литературным языком.
Практика: 1ч
Проанализировать международные и российские акты журналистской этики. Составить на основе существующих актов «этический
кодекс» журналиста.
Издатель его функции. «Я знаю язык журналиста»: заключительное занятие по курсу «Введение в журналистику».
Практика: 1ч
Мастер-класс. Феномен появления "penny press". От "нового журнализма" к желтой прессе: газетная империя Уильяма Херста. Краткие
сведения из истории российской журналистики.
Заключительное занятие по курсу «Введение в журналистику». «Я знаю язык журналиста».
Практика: 1ч

Сообщения учащихся по одной из заявленных тем.
Модуль 2.

«РАБОТА С ТЕКСТОМ» (10 часов)
Мастер-новость «Час важных сообщений».
Теория: 2ч
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в описании. Движение по
объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в
рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Практика: 3ч
Найти в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Написание рассказа на тему «Маленькое
происшествие», используя разные типы построения.
Политические обозрения.
Теория: 1ч
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Теория: 1ч
Спортивные обозрения.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение,
риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Школьные издания.
Теория: 1 ч
Основные функции корректора. Виды корректуры: литературная и коррекционная. Процесс (этапы) корректуры. Основные корректурные
знаки.
Заголовки материалов. Виды, особенности, оформление.
Практика: 1ч
Нахождение «желтых» заголовков в официальных материалах. Примеры тропов и стилистических фигур, определение их роли в тексте.
Написание зарисовки с использованием определенных стилистических фигур.
Информационные агентства. Создание сообщений с учетом особенностей каждого СМИ.
Теория: 1ч
Классификация СМИ: печатные и электронные; телевидение, радио.

Модуль 3.

«ТИПОЛОГИЯ СМИ» (17 часов)
«Я - журналист». Определение линии поведения юного журналиста. Знакомство с законами СМИ.
Теория: 1ч
Основные типологические характеристики СМИ:
• территория распространения;
• целевая аудитория; тематическая направленность;
• издательские характеристики: формат, периодичность, тираж.
Цели и задачи выпуска материала в социальных сетях. Его характерные особенности.

Теория: 1ч
Знакомство с законами СМИ. Понятие «детская журналистика».
Знакомство с текстами законов. Гражданский кодекс РФ ч 4., ст. 47 – 50 «Об авторских правах». Закон «О СМИ».
Практика: 1ч
Проанализировать международные и российские акты журналистской этики. Составить на основе существующих актов «этический
кодекс» журналиста.
Понятие «детская журналистика». Факт как основа публикации.
Теория: 1ч
Основные этапы развития детской журналистики в России. Создание материалов на основе одного факта. Сбор информации как этап
работы журналиста. Обработка полученной информации.
Источники информации.
Теория: 1ч
Структура публикации. Определение «горящих» материалов.
Практика: 2ч
Обработка предлагаемой информации с соблюдением структуры.
Структура номера газеты.
Теория: 1ч
Заглавие газеты. Слоган ( «постоянный призыв»). Разделительные средства: рамки, линейки, концовки, пробелы и различные фигурные
элементы. Выходные сведения (внизу последней страницы номера информация: адрес и телефоны редакции, адрес типографии, номер
заказа). Формат газеты. Газетная полоса. Объём газеты.
Редактор как руководитель.
Практика: 1ч
Ролевая игра «Редактор и редакция»
Макетирование, его виды.
Теория: 1ч
Виды макетирования:
Планово-композиционный. материалы разверстываются на бланке в той последовательности, в какой они обозначены в плане, начиная с
верхних углов и кончая нижним и обратная постановка, начинающаяся с низа полосы.
Традиционный: крупный материал, который по диагонали уравновешивается другой, сравнимой по размерам публикацией. Метод
«мельницы», «вертушки».
Гвоздевой: самая ударная, «гвоздевая» публикация ставится в зрительном центре полосы в окружении мелких заметок.
История газет. Первые печатные газеты. Виды газет
Теория: 1ч
Появление первых газет в Древнем Риме приблизительно в середине II века до нашей эры. Виды газет: общеполитическая,
специализированная…
Корректура материалов. Азы корректировки
Теория: 1ч

Основные функции корректора. Виды корректуры: литературная и коррекционная. Процесс (этапы) корректуры. Основные корректурные
знаки.
«Желтая» и «бульварная» пресса. Соотнесение этики журналиста с данными понятиями. Детские печатные издания и
социальные сети.
Теория: 1ч
Провести анализ школьной газеты как печатного издания по основным типологическим характеристиками СМИ.
Практика: 1ч
Взаимопроверка. Провести корректуру одного из текстов друг друга.
«Круглый стол» на тему «Реклама в СМИ»: вред или польза? Организация и планирование работы редакции
Практика: 1ч
1. Умение продемонстрировать свою позицию, умение ее отстоять.
2. Владение культурой речи.
Структура редакции, организация и планирование её работы.
Теория: 1ч
Структура и принципы организации работы редакции. Источники эмпирической информации журналиста. Технические приемы,
заставляющие собеседника разговориться. Понятие корреспондентской сети.
Практика: 1ч
Ролевая игра «Редакционное задание». Создание плана работы редакции газеты на неделю.
Модуль 4.

«ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ» (23 ч)
Система жанров в литературе и журналистике. Античный театр как предтеча жанров журналистики.
Теория: 1ч
Художественные жанры: очерк, фельетон, памфлет
Газетно-журнальные жанры. Жанры прессы. Определение функций жанров.
Теория: 1ч
Аналитические жанры: статья, корреспонденция, открытое письмо.
Практика: 1ч
Газеты и журналы: примеры публикаций того или иного жанра. Определение признаков принадлежности к тому или другому жанру.
Оценивание уровня мастерства автора.
Жанры прессы. Классификации жанров.
Практика: 1ч
Художественные жанры: очерк, фельетон, памфлет. Написание заметки (жанр по выбору)
Информационные жанры. Их роль и место на газетной полосе и в социальных сетях.
Теория: 1ч
Информационные жанры: заметка, репортаж, интервью.
Практика: 1ч
Составить 5-6 вопросов к интервью с известным человеком в политике, спорте, на эстраде…
Выявление характерных черт информационных материалов.

Практика: 1ч
Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объяснить, по каким признакам определена принадлежность к
тому или другому жанру. Оценить уровень мастерства автора.
Информация как жанр. Виды информации. Типы информации.
Теория: 1ч
Заметка. Разновидности материалов этого жанра. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью. Особенности жанра, его виды: интервью-монолог; интервью-диалог; интервью-зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Репортаж. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода,
характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Практика: 1ч
Создание и презентация текста определенного жанра.
Особенности отчета как информационного жанра.
Теория: 1ч
История отчета на газетной полосе. Роль отчета в жизни и на газетной полосе в частности. Виды отчета.
Практика: 1ч
Наблюдение за языковыми приемами при написании данного жанра.
Аналитические жанры. Языковые особенности.
Теория: 1ч
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Уметь
предложить свое решение проблемы. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Обозрения. Использование обозрений в разных СМИ.
Практика: 1ч
Взаимо-рецензирование черновых вариантов материалов по одному из жанров.
Структура жанра обозрения. Понятие об этом жанре, его виды и признаки.
Теория: 2ч
Специфические особенности жанра – назначения текста, методов отображения действительности и получения информации.
Статья как газетный жанр. Роль и место статьи на газетной полосе. Структура газетного жанра.
Теория: 1ч
Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, прессопрос и др.
Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.
Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.
Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.
Корреспонденция. Ее особенности и отличия от других аналитических жанров.
Практика: 1ч
Аналитической корреспонденция - это какие-либо события, явления, феномены. Близость, например, с информационным жанром,
репортажем, отчетом, информационной. Цель репортажа – дать наглядное, «живое» отображение «предметного» события. Метод

наблюдения. Цель отчета – точно отобразить «информационное событие» (выступления, доклады, отчеты), изложив все происходившее в
точной последовательности. Цель информационной корреспонденции – сообщить нечто о «предметном» событии, используя при этом, в
отличие от репортажа, не «живое».
Художественно-публицистические жанры. Языковые и структурные особенности.
Теория: 1ч
Основные функции произведений художественных жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или
иного значимого персонажа. Очерки и эссе: различия и приемы.
Фельетон – один из распространённых газетных жанров сатиры, направлен на обличение общественных пороков, недостатков и пр.
Ирония.
Памфлет – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Сарказм.
Практика: 2ч
Самостоятельная работа со справочной литературой, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового
варианта эссе.
Сатирические жанры. Фельетон и памфлет.
Теория: 1ч
Элементы и разновидности фельетона. Фельетоны Зощенко. Сатирические жанры. Фельетон в современной прессе. Его роль и функции на
газетной полосе.
Практика: 2ч
Написание фельетона либо памфлета (по выбору)
Модуль 5.

«ПРАКТИКА» (33 часов)
Выполнение творческих и редакционных заданий
Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповой заголовок. Структура данного жанра.
Теория: 1ч
Метод маски в журналистике - один из опасных и не самых легальных способов. Создание по-настоящему интересного репортажа.
Наблюдение над структурой данного жанра.
Практика: 2ч
Написание сценария репортажа, используя метод «маски»
Интервью как способ получения информации.
Теория: 1ч
Интервью: понятие, цель, задачи, функции. Особенности проведения интервью. Способы его подачи.
Практика: 2ч
Продумать интересные вопросы для своих сверстников и интервьюировать одного из участников группы.
Психология респондента.
Теория: 1ч
Основные моменты подготовки респондента к интервью.
Оформление интервью на газетной полосе и в социальных сетях. Социологический опрос и анкетирование.
Практика: 2ч

1. Продумать тему и вопросы для социологического опроса.
2. Провести социологический опрос среди учителей и обучающихся среднего звена школы.
Социологический опрос и анкетирование. Методы обработки и способы их подачи.
Практика: 2ч
Классификация социологических опросов: по методике (устный, письменный), по методу (индивидуальный, групповой). Обработка
проведённого опроса, подготовка его к печати.
Репортаж. Признаки репортажа.
Теория: 1ч
Основные признаки жанра:
Наглядность (использование «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).
Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).
Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, их речь и поведение; описание
журналистом окружающей обстановки).
Особенности и предмет репортажа, его основа. Виды и типы.
Теория: 1ч
Виды репортажа: событийный, постановочный, тематически-познавательный, актуальный.
Практика: 1ч
Написание репортажа па тему «Остановись, мгновенье!».
Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу.
Теория: 1ч
7 шагов подготовки к репортажу:
1. Использование метода «маски»
2. Выявление конфликта
3. Целенаправленное наблюдение
4. Поиск характерных деталей
5. Определение с «красной нитью» (с чего начать и чем закончить репортаж. Линия повествования, ограниченная началом и
концовкой)
6. Написание репортажа «кинематографично» (написание текста таким образом, чтобы он рождал в голове читателя кадр за кадром)
7. Дополнение репортажным бэкграундом (информацией, поясняющей сцены).
Фоторепортаж. Роль репортажа на газетной странице.
Теория: 1ч
Оперативность, наглядность, активная роль автора в работе над репортажем.
Особенности оформления репортажа в газете и в других СМИ.
Теория: 1ч
Наглядность. Детали. Подробности.
Путевые заметки. Сочетание в путевых заметках элементов других жанров. Цель подобного жанрового разнообразия.
Практика: 9ч
Путевые заметки - информационный жанр, авторское начало. Отчет о путешествии.

Письма в редакцию. Их место и роль на газетной полосе и в социальных сетях.
Теория: 1ч
Правила оформления писем. Ясность. Краткость.
Практика: 1ч
Написание письма в редакцию.
Рецензия. Отличия рецензии от отзыва. Основные требования к рецензии.
Виды рецензии.
Теория: 1ч
Главное отличие отзыва и рецензии: рецензия - профессиональный анализ произведения, отзыв – мнение, впечатление. Рецензия компетентная оценка. Виды рецензии:
1) Развернутая аннотация - раскрытие содержания, особенности композиции;
2) Публицистическая статья - рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или
литературных проблем;
3) Эссе - лирическое размышление автора рецензии;
4) Авторецензия – изложение взгляда автора;
5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному,
хронологическому или другому признаку.
План работы над рецензией.
Теория: 1ч
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его
содержания;
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
— смысл названия;
— анализ его формы и содержания;
— особенности композиции;
— мастерство автора в изображении героев;
— индивидуальный стиль писателя.
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
— основная мысль рецензии;
— актуальность тематики произведения.
Дискуссия. Представление портфолио воспитанников, сайта юных журналистов.
Теория: 1ч
Подготовка к представлению собственного портфолио.
Практика: 2ч
Представление портфолио воспитанников на аудиторию.
Модуль 6. «ВидеоЖУРНАЛИСТИКА» (50ч)

Основы видеожурналистики. История.
Теория: 1ч
Основы видеожурналистики. Ораторское искусство.
Практика: 2ч
Основы видеожурналистики. Ораторское искусство.
Основы видеожурналистики. Профессии, связанные с радио.
Практика: 2ч
Встречи с представителями профессий СМИ, в том числе связанные с эфирами.
Основы видеожурналистики. Жанры видеожурналистики.
Теория: 2ч
Новостные: Новости, информационное видео сообщение, радио обзор печати, информационное и видеоинтервью, информационный видеорепортаж,
видеоотчет, информационная видео корреспонденция.
Аналитические: Аналитическоевидео интервью, аналитическая видео корреспонденция, аналитический радиорепортаж. Обзор писем, радиобеседа,
радиокомментарий, радиообозрение, дискуссия на радио, журналистское расследование на радио.
Документально-художественные: Радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ, радиофельетон, радиокомпозиция.
Основы видеожурналистики. Этика видеожурналистики.
Теория: 2ч
Этические понятия. Свобода прессы. Уважение к правде. Независимость. Непредвзятость.
Основы радиожурналистики. Организация труда.
Теория: 2ч
Особенности работы по видео. Специфика используемых жанров.
Основы радиожурналистики. Интересы радиослушателей.
Практика: 2ч
Исследование особеностей аудитории радиослушателей. Блиц-опросы и т.п.
Структура речевой деятельности. Виды и формы речи.
Практика: 1ч
Устная и письменная речь. Специфические особенности речи. Виды речи: говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; чтение
- восприятие графических символов и их понимание.
Структура речевой деятельности. Речевой этикет.
Практика: 1ч
Значительное влияние СМИ на литературную норму.
Структура речевой деятельности. Управление голосом.
Практика: 2ч
Треннинг по управлению голосом.
Структура речевой деятельности. Средства выразительности речи.

Практика: 2ч
Технические (стилеобразующие): монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена. Технические способы звукообразования (реверберация (эхо) и пр.)
Структура речевой деятельности. Работа с микрофоном.
Теория 1ч
Техника работы с микрофоном. Двенадцать секретов.
Практика 1ч
Закрепление теории. Отработка работы с микрофоном.
Специфика работы на радиостанции. Основные стадии производства радиопрограмм.
Теория 1ч
Стадии планирования производства. Выбор темы и ее мотивировка. Источники формирования радиопрограмм. Внутренние и внешние источники.
Разработка сценария или сценарного плана. Выбор технических средств для радиопередачи или магнитной записи. Производство технически
пригодной радиопрограммы. Монтаж и выпуск в эфир готовой программы. Верстка программы дня и недели. Принципы верстки.
Специфика работы на радиостанции. Виды радиопередач.
Теория 2ч
Радио как неотъемлемая часть жизни общества. Три типа радиопрограмм: информационные, аналитические и документально-художественные.
Специфика работы на радиостанции. «Язык» радио.
Теория 2ч
Язык радио - образец для журналистов всех СМИ.
Специфика работы на радиостанции. Позывные радио. Музыкальные заставки.
Теория 1ч
Возникновение и развитие механических и электронных медиа. Роль в формировании феномена и "музыкальной заставки".
Специфика работы на радиостанции. Шумы и музыка.
Практика 2ч
Музыкальное оформление и звуковые эффекты в работе радио.
Специфика работы на радиостанции. Дикторская речь на радио.
Практика 2ч
Упражнения на дикцию, артикуляцию дикторской речи.
Специфика работы на радиостанции. Обработка тестовой информации для радио.
Теория 1ч
Методы изучения текстов.
Практика 1ч
Медиаметрия. Контент-анализ. Дискурс-анализ.
Специфика работы на радиостанции. Монтаж.
Практика 2ч
Радиомонтаж и выразительные средства радиожурналистики. Основные представления о приёмах монтажа, монтажном пульте, его возможностях.
Специфика работы на радиостанции. Выход в эфир.

Теория 2ч
Практические рекомендации.
Практика 6ч
Творческие и редакционные задания.
Заключительное занятие. Круглый стол «Жанровое разнообразие». Подведение итогов.
Теория 1ч
Жанры радиожурналистики.
Практика 2ч
Защита мини-проектов (по выбору)
ИТОГО:

136 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».