Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35 г.Орска»
Принято на
педагогическом совете
протокол № 1 от 26.08.2021 г.
Введено в действие
Приказ № 01-09/106-1 от 27.08.2021 г.
Утверждаю
Директор МОАУ
СОШ № 35 г.Орска
Е.Н.Бадаева
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
В МОАУ «СОШ № 35 г. Орска»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МОАУ «СОШ № 11 г. Орска» (далее - положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления
Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» (далее школа), осуществляющая
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов
федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы
(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование".
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности
наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1.Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков,
компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее
общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2.Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы
наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в школе.
2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней,
чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует
обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки).
3.
Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в
современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех
обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и
молодых специалистов МОАУ «СОШ № 35 г. Орска».
3.2.Основными задачами школьного наставничества являются:
•разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
•разработка и реализация программ наставничества;
• реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью
наставников, принимающих участие в программе наставничества;
• инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
• осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов,
участвующих в программах наставничества;
• проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в
школе;
•формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
• обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических
работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате
Непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1.
Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
4.2.
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора
школы по учебно-воспитательной работе.
4.3.
Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.
4.4.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:
базой наставляемых и базой наставников.
4.5.
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы,
куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими
информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
4.6.
Наставляемым могут быть обучающиеся:
•
проявившие выдающиеся способности;
•
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
•
с ограниченными возможностями здоровья;
•
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
•
имеющие проблемы с поведением;
•
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.7.Наставляемыми могут быть педагоги:
•
молодые специалисты со стажем работы от 0 до 3 лет в возрасте до 35 лет;
•
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
•
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
•
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями.
4.8. Наставниками могут быть:
•
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
•
педагоги-стажисты и специалисты, заинтересованные в транслировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
•
родители обучающихся – активные участники родительских советов;
•
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
•
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
•
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность
передать свой опыт;
•
ветераны педагогического труда.
4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы
в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их
родителей (законных представителей).
4.10. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном
согласии.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей)
несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.12. Формирование наставнических пар/ групп осуществляется после знакомства с программами
наставничества.
4.13. Формирование наставнических пар/ групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора школы.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве
на безвозмездной основе.
5.
Реализация целевой модели наставничества.
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных
потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы
наставничества: «Учитель – учитель», «Ученик – ученик», «Работодатель - студент».
5.2. Представление программ наставничества наставничества на педагогическом совете,
ученической конференции, родительском совете.
5.3.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.
•
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества
с наставником и наставляемым.
•
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении
встречи – планировании.
6.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора,
обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/ или отдельных
ее элементах.
6.2.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
•
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
•
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников программ, динамика образовательных результатов.
6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества
проходит на старте и финише реализуемой программы.
6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: входной
и итоговый.
7. Обязанности наставника:
•
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» определяющих права и
обязанности.
•
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
•
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
•
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с
ним долгосрочную перспективу и будущее.
•
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает
на риски и противоречия.
•
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
•
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
•
Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
•
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника:
•
Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
•
Защищать профессиональную честь и достоинство.
•
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
•
Проходить обучение с использованием федеральных и региональных программ,
программ Школы наставничества.
•
Получать социально-психологическое сопровождение.
•
Участвовать в школьных, региональных, всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности наставляемого:
•
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» определяющих права и
обязанности.
•
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10. Права наставляемого:
•
Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
•
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
•
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
•
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
•
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
•
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
•
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
•
Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года»,
«Лучшая пара», «Наставник+»;
•
Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте.
•
Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества.
•
Доска почета «Лучшие наставники».
•
Награждение школьными грамотами «Лучший наставник».
•
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
•
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.
12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
•
Положение о наставничестве в МОАУ «СОШ № 35 г. Орска»;
•
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
•
Целевая модель наставничества в МОАУ «СОШ № 35 г. Орска».
••
Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ «СОШ № 35 г. Орска».
•
Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков
обучения наставников.
•
Приказ «Об утверждении наставнических пар/ групп».
•
Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества».