УП 10-11 2022-23 с ПЗ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 35 г. Орска»

Утверждаю:
Директор МОАУ «Средняя
общеобразовательная школа №35 г. Орска»
______________________ Бадаева Е.Н.
« ____________ » ___________ 2022 г.

Пояснительная записка к учебному плану универсального профиля
МОАУ « Средняя общеобразовательная школа № 35 г. Орска»
ФГОС среднего общего образования для 10-11 класса
на 2022-2023 учебный год
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ, учебный план является неотъемлемой частью основной
образовательной программы среднего общего образования
Учебный план среднего общего образования и план внеурочной деятельности разработаны
на основе федеральных государственных образовательных стандартов и Рекомендаций,
утвержденных приказом министерства образования Оренбургской области от 15.07.2021 №
01-21/1170 «О формировании учебных планов и корректировке основных образовательных
программ».
По результатам диагностики десятиклассников и их родителей выявилась разная
профессиональная направленность будущих выпускников, в связи с этим на третьем уровне
обучения сформирован один 10 класс универсального профиля.
Данный профиль ориентирован на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки
заданного профиля. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных
предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне.
На базовом уровне универсального профиля изучаются следующие предметы:
русский язык, математика, иностранный язык, литература, информатика, физика, история,
обществознание, химия, биология, физическая культура, ОБЖ.
На углубленном уровне универсального профиля изучаются следующие предметы:
математика.
Это позволит без глубоких противоречий перейти к компетентностно-ориентированному
обучению в условиях индивидуальных образовательных маршрутов.
Учебный план для 10-11-х классов (завершающий уровень общего образования)
обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся,
содействует их общественному и гражданскому самоопределению.
Цель: выполнение требований ФГОС СОО.
Задачи:
✓ подготовка учащихся к восприятию и освоению современных реалий жизни, в которой
ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с
ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние;
✓ развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся как формы
организации классно-урочной и внеурочной работы;
✓ содействие развитию творческих способностей обучающихся;
✓ сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся;
✓ ориентация школьного образования на достижение выпускниками школьной зрелости.
Приоритетами при формировании учебного плана школы III уровня обучения являются:
• защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психологического и физического
здоровья.
Школа реализует идею непрерывности начального, основного, среднего общего
образования, осуществляет преемственность между различными образовательными и

возрастными уровнями обучения в соответствии с социальными потребностями и
предоставляет возможность получения качественного образования.
Принципы построения учебного плана основаны на идее двухуровнего (базового и
профильного) освоения предметного содержания отдельных предметных областей. Исходя из
этого, учебные предметы представлены в учебном плане на базовом и профильном уровнях.
Изучение отдельных предметов на базовом уровне направлено на завершение
общеобразовательной подготовки обучающихся.
Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы
углубленного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС на третьем уровне обучения совокупность
базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов должна определять
дальнейший выбор обучающимися специализированной подготовки (профильное обучение).
Поэтому перед школой стоит задача создания «системы специализированной подготовки»
(профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся. Для реализации данной задачи часы части, формируемой
участниками образовательных отношений, и часы внеурочной деятельности по предметам
школьной программы, направлены на углубленное изучение предметов для реализации
естественно-научного профиля, технологического профиля через индивидуализацию и
формирование самостоятельной траектории обучения обучающегося.
Каждый обучающийся выбирает свою траекторию развития, т.е. учебный план в
соответствии с предложенными профилями, которые способны обеспечить в том числе и
конструирование своего учебного плана с учетом возможностей школы и методического
обеспечения, т.к. важнейшей задачей является получение обучающимися широкого
универсального образования с углубленными знаниями не менее, чем по двум предметам и
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, при этом
реализуется эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего
профессионального образования.
На основе предварительного изучения запросов будущих десятиклассников на получение
среднего общего образования сформировано 1 профильное направление, которое в качестве
основы предлагается обучающимся для конструирования индивидуального учебного
маршрута с углубленным изучением отдельных предметов изучение математики на
углубленном уровне.
Образовательный процесс будет выстроен по модульной системе на основе индивидуального
образовательного маршрута.
В каждом плане учитывается обязательный объем аудиторной нагрузки, не превышающий
максимальный объем аудиторной учебной нагрузки.
1. Нормативно-правовой основой формирования учебного плана является:
При разработке учебного плана на 2021-2022 учебный год школа руководствовалась
следующими нормативными документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — 273-ФЗ);
-Федеральным государственном образовательным стандартов среднего общего
образования, утвержденным приказом Миннстерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее — ФГОС COO);
-Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее
— ПOOП COO) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з));
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразователъным программам — образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 (с 01.09.2021);
-Порядком зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства

науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства науки
и высшего образования Российской Федерации
и
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 05.08.2020 №882/391;
-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 №
03-413 «О методических рекомендациях по реализации
элективных курсов»;
-письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 № 03-205
«О методических рекомендациях» (по обеспеяению возможности освоения основных
образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному
плану);
-Санитарными правилами CП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (образовательная недельная нагрузка, требования
к организации обучения в 1 классе);
-Санитарными
правилами и нормами СанІІиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (начало и окончание занятий,
продолжительность учебных занятий, учебная нагрузка при пятидневной и шестидневной
учебной неделе, продолжительность выполнения домашних заданий, шкалы трудности
учебных предметов на уровне начального общего, основного общего, среднего общего
образования).
Учебный план МОАУ «СОШ № 35 г.Орска» определяет:
- перечень учебных обязательных предметов среднего общего образования в соответствии с
ФГОС СОО, по которым проводится оценка образовательных достижений учащихся по
итогам учебного года;
- распределение минимального учебного времени между отдельными образовательными
областями и учебными предметами, основано на рекомендациях по составлению учебных
планов среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, с использованием
распространенных апробированных учебных программ, учебно-методических комплектов,
педагогических технологий.
Приоритетами при формировании учебного плана школы на III уровне обучения
являются:
-цель образовательной программы по развитию адаптивно образовательной среды и
обеспечение базового образования;
-интересы обучающихся, т.е. соблюдение нормативов максимального объёма обязательной
учебной нагрузки;
-преемственность с учебным планом, реализованным в основной школе;
-учебно-методическая и материальная база школы.
Учебный план содержит перечень учебных предметов, отражающий требования ФГОС и
специфики образовательной организации.
Учебный план III уровня обучения предусматривает временные параметры:
• 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования для
10-11 классов, на 70 учебных недель за два года обучения;
• продолжительность учебного года в 10 классе 35 учебных недель (не включая
проведение учебных сборов по основам военной службы);
• урок в 10-11 классах – 40 минут (п.10.9. СанПиН 2.4.2.2821-10);
• максимально допустимая нагрузка обучающихся (СанПин 2.4.2.2821-10)-10-11 классы
– 37 часов;
• режим работы – шестидневная учебная неделя;
• домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в

следующих пределах: в 10-11 – до 3,5 ч. (п.10.30. СанПиН 2.4.2.2821-10);
• требования к наполнению учебного плана на уровне среднего общего образования
определены в ФГОС СОО (п. 18.3.1.).
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных
предметов по выбору из обязательных учебных областей, дополнительных учебных
предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных
предметов, в том числе на углубленном уровне.
Учебный план независимо от профиля обучения и (или) индивидуальный учебный
план должен содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее
одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО, и
включать во все учебные планы общие для всех профилей (обязательные) 8 учебных
предметов.
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать
не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей
профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней. В учебном плане
универсального профиля могут быть от 0 до 4 учебных предметов на углубленном уровне.
Также в качестве обязательного компонента учебного плана среднего общего
образования является элективный курс «Индивидуальный проект». Индивидуальный(ые)
проект(ы) выполняется(ются) обучающимся самостоятельно под руководством учителя
(тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической,
учебно – исследовательской, социальной, художественно – творческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в
рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Задача элективного курса «Индивидуальный проект» - обеспечить обучающимся опыт
конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей
сфере деятельности.
Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на
конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое
сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с
тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации.
Кроме обязательных учебных предметов в учебный план могут быть включены
дополнительные учебные предметы, курсы по выбору в соответствии со спецификой и
возможностями образовательной организации (например: «Искусство», «Психология»,
«Технология», «Дизайн», «История родного края», «Литературное краеведение», «Экология»
и др). К курсам по выбору могут относиться факультативные (необязательные для данного
уровня образования) и элективные (избираемые в обязательном порядке) учебные предметы,
курсы, дисциплины (модули).
Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего
образования и реализуется через обязательные учебные предметы. Часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через дополнительные
учебные предметы и курсы по выбору и обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся.
Региональная составляющая части, формируемой участниками образовательных
отношений, представлена предметом «ОБЖ»
Учебный план МОАУ «СОШ № 35 г.Орска» на 2022-2023 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
СанПиН 2.4.2.2821 – 10, и предусматривает:
• 2 – летний нормативный срок освоения образовательных программ общего
образования для X – XI классов;
• общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать 8 уроков;
• объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах) 3,5 часа;
• количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой

участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину
недельной образовательной нагрузки по шестидневной учебной неделе– 37 часов.
При организации обучения в очно – заочной и (или) заочной формах учебные планы
должны быть основаны на требованиях ФГОС СОО. Уменьшать количество обязательных
учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно – урочной и самостоятельной
работы обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно.
Образовательные организации для использования при реализации образовательных
программ выбирают:
-учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254);
-учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
09.06.2016 №699).
Помимо учебного плана составляется план, регламентирующий внеурочную
деятельность. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объем внеурочной деятельности при получении среднего общего
образования с учетом индивидуальных потребностей обучающихся и возможностей
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной
образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание
целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и включает:
-план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в
том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского
движения школьников»);
-план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады
по предметам программы средней школы);
-план воспитательных мероприятий
В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и
их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения. Допускается перераспределение часов
внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а
также их суммирование в течение учебного года.
Учебный план составлен с целью реализации системно-деятельностного подхода,
дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности
обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого
образовательного пространства, предоставления возможности самообразования, выполнения
индивидуального проекта, посещения курсов по выбору, модульных курсов внеурочной
деятельности, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения
школьников и сохранения их здоровья.
Содержание образования в школе ориентировано на формирование личности с
разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем
культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профориентационных образовательных
программ отдельных областей знаний с учетом склонностей и сложившихся интересов.
Профильное обучение позволяет обеспечить преемственность между общим и
профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников
школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Организационные формы учебного процесса
Основной единицей учебного процесса является урок.
Основными формами организации уроков являются: урок
общеметодологической
направленности, практическая работа, лабораторная работа, дидактическая игра, школьная
лекция и семинар, зачетный урок, урок-конференция, урок-экскурсия и другие формы.
При проектировании и построении педагогического взаимодействия на уроках учителя
учитывают принципы личностно-ориентированного подхода, дифференцированного подхода
и принципы развивающего обучения, деятельностный подход.
Учителями используются следующие приемы и методы:
-обучение в зоне ближайшего развития;
-актуализация субъектного опыта учащихся (опора на житейский опыт, на ранее
приобретенные знания);
-методы диалога;
-приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
-игровые методы;
-рефлексия;
-диагностика и самодиагностика.
На III ступени обучения функционирует система коррекционной поддержки развития
личности школьников, состоящая из следующих компонентов:
-индивидуальное обучение;
-коррекционная деятельность на групповых и индивидуальных занятиях;
-деятельность психолога по коррекции ситуации развития личности;
-диагностическое изучение процесса интеллектуального развития учащихся;
-создание оптимальных условий для самореализации учащихся через модульные курсы и
курсы по выбору;
-дистанционные формы обучения.
Учебный план универсального профиля
Учебный план универсального профиля ориентирован, в первую очередь, на обучающихся,
чей выбор «не возможен», исходя из условий школы. Учебный план универсального
профиля
предусматривает двухуровневую структуру федерального государственного
стандарта среднего образования: базовый уровень и профильный уровень, что позволяет, с
одной стороны, ограничиться базовым уровнем изучения, с другой стороны,
предусматривается изучение ряда предметов на углубленном уровне.
Базовые учебные предметы за два года обучения – учебные предметы,
обеспечивающие завершение общеобразовательной подготовки обучающихся: «Русский
язык», «Родной язык», «Родная литература» «Литература», «Иностранный язык» (в рамках
учебного предмета «Иностранный язык» в 10-11 классах изучаются английский язык),
«Математика» – (алгебра и начала анализа и геометрия) (на углубленном уровне и базовом
уровне), «Информатика», «География», «История», «Физическая культура», «ОБЖ»,
«Астрономия».
Профильные учебные предметы профильного повышенного уровня, определяющие
специализацию данного профиля обучения: «Математика», представленна двумя
внутрипредметными модулями: «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия»;
Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания отдельных предметов:
базового и профильного.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, состоит из:
дополнительных учебных предметов: «Химия», «Биология», «Физика», «Обществознание»
за 2 года обучения.
Учебные предметы по выбору (элективные и факультативные курсы) учебные
предметы – обязательны для обучающихся:
- Курс «Финансовая грамотность»;
- Элективный курс по обществознанию «Право»;
- Элективный курс «Решение проблемных биологических задач в ЕГЭ»;
- Элективный курс по математике «Математика в формате ЕГЭ» (базовый уровень);
-Элективный курс по по математике «Математика в формате ЕГЭ» (профильный
уровень);

- Элективный курс по физике «Физика в формате ЕГЭ»;
-Элективный курс по русскому языку «Рaзноacпектный aнaлиз текcтa и cоздaние
cочинения-рaccуждения».
Предметные области

Обязательные учебные
предметы

Обязательная часть
Русский язык и литература
Русский язык
Литература
Родной язык и родная литература Родной язык (русский)
Родная литература (русская)
Иностранные языки
Иностранный язык
Математика: алгебра и
начала
математического анализа,
геометрия
Информатика
Общественные науки
История
География
Физическая культура, экология и Физическая культура
Основы
безопасности Основы
безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Естественные науки
Астрономия
Индивидуальный проект
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Общественные науки
Обществознание
Естественные науки
Физика
Химия
Биология
Курсы по выбору
Элективный
курс
по
обществознанию «Право»
Курс «Финансовая
грамотность»
Элективный курс по
математике «Математика в
формате ЕГЭ» (базовый
уровень)
Элективный курс по
математике «Математика в
формате ЕГЭ»
(профильный уровень)
Элективный курс по физике
«Физика в формате ЕГЭ»
Элективный курс «Решение
проблемных биологических
задач в ЕГЭ»
Элективный курс по
русскому языку
«Рaзноacпектный aнaлиз
текcтa и cоздaние
cочинения-рaccуждения»
ИТОГО
Максимальный объем
учебной нагрузки при 6дневной учебной неделе

уровень

Б
Б
Б
Б
Б
Б

Б
Б
Б
Б
Б

10а
час
час
в
в
нед год
22
770
1
35
3
105
0,5
17
0,5
18
3
105
5
175

11а
час час в
в
год
нед
23
805
1
35
3
105
0,5
18
0,5
17
3
105
5
175

общее
кол-во
часов
1575
70
210
35
35
210
350

1
2
1
3
1

35
70
35
105
35

1
2
1
3
1

35
70
35
105
35

70
140
70
210
70

1
15

35
525

1
1
14

35
35
490

35
70
1015

Б
Б
Б
Б
Б

2
2
2
1
1

70
70
70
35
35

2
2
2
1
1

70
70
70
35
35

140
140
140
70
70

Б

1

35

1

35

70

Б

1

35

1

35

70

Б

1

35

1

35

70

Б

1

35

1

35

70

Б

1

35

1

35

70

Б

2

70

1

35

105

37
37

1295

37
37

1295

2590
2590

Б
Б

Организация промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация в классах, реализующих основные общеобразовательные среднего общего
образования проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации», требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МОАУ СОШ № 35 по всем предметам учебного плана не позднее, чем за
неделю до окончания каждого учебного года в форме контрольной работы в формате ЕГЭ по
предметам, которые включены в перечень ЕГЭ, по остальным предметам проводится тестовая форма
промежуточной и итоговой аттестации. При выставлении годовой отметки по предметам учитываются
отметки, полученные обучающимися за период обучения (во II-IX классах – четверти, в X-XI классах
– полугодия). Отметка за год выставляется как среднее арифметическое с учетом правила
математического округления чисел. Оценки результатов промежуточной аттестации в 10,11 классах
выставляются в электронный журнал, доводятся до сведения родителей. Периодичность
тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим
планированием рабочих программ по каждому предмету, принятым на методическом объединении и
утвержденным директором школы. Индивидуальный проект выносится на защиту в 10-11 классах.

Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно
обеспечить:
- удовлетворение индивидуальных запросов, обучающихся;
-общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего
образования;
-развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы;
-развитие навыков самообразования и самопроектирования;
-углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания
или вида деятельности;
-совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору
обучающихся должны отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного
предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных
способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному
самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению)
проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий,
самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное
направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
С целью формирования навыков самостоятельной работы введен курс по выбору –
Индивидуальный проект.
Итоговый индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Итоговый индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под
руководством учителя-руководителя проекта по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
Как правило, индивидуальный итоговый проект связан с профилем обучения.

Результаты выполнения индивидуального итогового проекта должны отражать:
• сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
• способностью инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных
задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
• способность постановки цели и формирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов, использования правильной терминологии, аналитической и оценочной
деятельности.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет
как в рамках учебного времени при изучении того или иного предмета, так и в рамках
внеучебной деятельности и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного в рамках
промежуточной аттестации или другого образовательного события в школе или за ее
пределами.
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с
использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждённые
приказом Минобрнауки России от 20.05.2020 года № 254 «Об утверждении Порядка
формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»
Указанные учебные предметы решают важнейшие мировоззренческие задачи
формирования у обучающихся правовой культуры как части общей культуры личности,
активной гражданской и жизненной позиции, привития навыков грамотного правового и
гражданского поведения.
Изучение предметных областей «Русский язык и литература» и «Иностранные языки»
должно обеспечить:
-сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
приобщение через изучение русского языка, иностранного языка и литературы к ценностям
национальной и мировой культуры;
-способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
-свободное использование словарного запаса;
-сформированность умений написания текстов по различным темам на русском языке и по
изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие
способности обучающихся;
-сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним;
-сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
Русский язык, (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового
курса русского языка должны отражать:
-сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
приобщение через изучение русского языка к ценностям национальной культуры;
-способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
-свободное использование словарного запаса;
-сформированность умений написания текстов по различным темам на русском языке
-сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике;
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;

-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
-сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского, родного (нерусского) языка.
Литература, (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового курса
литература должны отражать:
-сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике;
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нём явной и скрытой основной и
второстепенной информации;
-владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
-знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно- ценностного влияния на формирование национальной
и мировой культуры;
-сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского, родного (нерусского) языков;
-сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
-владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
-сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки».
Иностранный английский язык, (базовый курс) - требования к предметным результатам
освоения базового курса иностранного языка должны отражать:
-сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной
социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном
политкультурном мире;
-владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение
строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять
общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
-достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам
общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка,
так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
-сформированность умений использовать иностранный язык как средство для получения
информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
"Родной язык", "Родная литература" (базовый уровень) - требования к предметным
результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы отражают:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в
речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение,
говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативноэстетических возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа
текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка,
основными
нормами
родного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных
произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Информатика (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового
курса информатики должны отражать:
-сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
-владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов;
-владение умением понимать программы, написанные на выбранном для
изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций
программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
-владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ;
-использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости
анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и
простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним,
умений работать с ними;
-владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
-сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
История (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового курса
истории должны отражать:
-сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных
дисциплин, представлений об историографии;
-владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой
истории;
-владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
-сформированность умений оценивать различные исторические версии.

Обществознание (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового
курса обществознания должны отражать:
-сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
-владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
-владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
-сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
-сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
-владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
-сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового курса
география должны отражать:
-владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
-сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития хозяйства стран мира, размещения населения и хозяйства
стран мира, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве мира;
-владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий;
-владение умениями использовать мировые карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о социальноэкономических процессах и явлениях;
-владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации
при выполнении практических работ;
-владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки экономикогеографических процессов;
-сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
Астрономия (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового курса
астрономия должны отражать:
-сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и
Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной;
-понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
-владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
-сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшего научно-технического развития;
-осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развития, международного сотрудничества в этой области.
Физическая культура (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения
базового курса физическая культура должны отражать:
-умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
-владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью;

-владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
-владение физическими упражнениями разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
-владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта,
активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности (базовый курс) - требования к предметным
результатам освоения базового курса основы безопасности жизнедеятельности должны
отражать:
-сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе
о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной
позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого
фактора;
-знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на
защиту населения от внешних и внутренних угроз;
-сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма,
других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
-сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального благополучия личности;
-знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
-знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни
вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
-знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для
них признакам, а также использовать различные информационные источники;
-умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать
модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
-знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне
государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва,
во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт
военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и
тактическая подготовка;
-знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения
военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в
запасе;
-владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при
неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая
знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия
(базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового
курса математики должны отражать:
-сформированность представлений о математики как части мировой
культуры и о месте
математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке
явлений реального мира;
-сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
-владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять проводить
доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных,

показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;
использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и
иллюстрации решения уравнений и неравенств;
-сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического
анализа;
-владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их
основных свойствах;
-сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире
геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для
решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
-сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный
характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях
элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления
событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных
величин;
-владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (профильный курс) требования к предметным результатам освоения профильного курса математики должны
включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
-сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании
математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
-сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний
основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить
нестандартные способы решения задач;
-сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные
модели, интерпретировать полученный результат;
-сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их
свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование
полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
-владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления
вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и
основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их
распределению.
Физика (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового курса
физики должны отражать:
-сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине
мира;
-понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли
физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения
практических задач;
-владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
-владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
-сформированность умения решать физические задачи;
-сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и длятпринятия практических решений в
повседневной жизни;
-сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
Химия (базовый курс) - требования к предметны результатам освоения базового курса химия

должны отражать:
-сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека
для решения практических задач;
-владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
-владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных
опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении
практических задач;
-сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям;
-владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
-сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.
Биология (базовый курс) - требования к предметным результатам освоения базового курса
биологии должны отражать:
-сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине
мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
-владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой
организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой;
-владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений;
выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
-сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;
-сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
Финансовая грамотность- в результате обучения по данному предмету выпускник
научится:
- принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
- проводить своевременный финансовый анализ;
- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;
- основам взаимодействия с кредитными организациями;
- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых
отношений;
- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в
условиях соблюдения налоговой дисциплины;
- выбирать страховые продукты и страховые компании;
- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
- составлять личный финансовый план.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с
финансовыми институтами;
- понимать права и обязанности в сфере финансов;
- владеть коммуникативными компетенциями;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской
деятельности;
- формировать собственную финансовую стратегию;
- решать финансовые задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Право (базовый курс) - в результате изучения учебного предмета «Право» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
- выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
- характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
- различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм
как вида социальных норм;
- различать субъекты и объекты правоотношений;
- дифференцировать правоспособность, дееспособность;
- оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения
человека, делать соответствующие выводы;
- оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
- характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон
государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
- осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации,
уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
- формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
- устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской
Федерации;
- называть элементы системы органов государственной власти в Российской
Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания
Российской Федерации;
- выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
- описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
- характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
- объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
- характеризовать и классифицировать права человека;
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека;
- характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное,
налоговое право как ведущие отрасли российского права;
- характеризовать
субъектов
гражданских
правоотношений,
различать
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
- иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать
виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового
договора;
- иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
- характеризовать права и обязанности членов семьи;

- объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
- характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих
правоотношений;
- раскрывать содержание трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
- иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к
дисциплинарной ответственности;
- различать виды административных правонарушений и описывать порядок
привлечения к административной ответственности;
- дифференцировать виды административных наказаний;
- дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
- выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- различать права и обязанности налогоплательщика;
- анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями;
- в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
- различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно
применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
- высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права;
- различать виды юридических профессий.
Элективный курс по биологии « Решение проблемных биологических задач в ЕГЭ»
(расширение базового курса) - требования к предметным результатам освоения элективного
курса по биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и
дополнительно отражать:
✓ основные положения особенности строения растительного и животного мира, особенности
функционирования живых организмов, этапы развития живой природы, строение и
физиологию человека;
✓ строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом,
женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и
многоклеточных организмов;
✓ сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в
клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз,
мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение,
оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное
развитие организма (онтогенез).
Элективный курс по русскому языку «Рaзноacпектный aнaлиз текcтa и cоздaние
cочинения-рaccуждения » (расширение базового курса)
Элективный курс по физике «Физика в формате ЕГЭ»- В результате изучения физики на
профильном уровне ученик должен:
Знать / понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип,
постулат, теория, пространство, время, ИСО, материальная точка, вещество, взаимодействие,
идеальный газ.
Смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, мощность, энергия, момент силы, период, частота и амплитуда колебаний, длина
волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная
температура,
количество
теплоты,
удельная
теплоёмкость,
удельная
теплота
парообразования,
удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд,
напряжённость электрического поля, разность потенциалов, электроёмкость, энергия
электрического поля, сила тока, сопротивление, напряжение, электродвижущая сила.
Смысл физических законов: законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и
относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения,
законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение МКТ

газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома
для полной цепи, закон Джоуля-Ленца.
Уметь:
-Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов
-Приводить примеры опытов, иллюстрирующих и подтверждающих физические законы
-Описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики
-Применять полученные знания для решения физических задач
-Измерять физические величины
-Приводить примеры практического применения полученных знаний
-Использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления
информации по физике
Планируемые результаты обучения 11 класс
В результате изучения физики на профильном уровне (11 класс) ученик должен:
Знать / понимать:
Смысл понятий: резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле,
электромагнитные волны, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи,
радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная.
Смысл физических величин: магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность,
показатель преломления, оптическая сила линзы.
Смысл физических законов, принципов и постулатов: закон электромагнитной индукции,
законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности,
закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада.
Уметь:
-Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов
-Приводить примеры опытов, иллюстрирующих и подтверждающих физические законы
-Описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики
-Применять полученные знания для решения физических задач
-Измерять физические величины
-Приводить примеры практического применения полученных знаний
-Использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления
информации по физике.
Элективный курс по математике «Математика в формате ЕГЭ» (базовый уровень)В результате изучения курса учащийся должен
знать/понимать:
-существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения, для решения математических и практических задач;
-как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
-значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как
прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности решать задания, по
типу приближенных к заданиям ЕГЭ;
иметь опыт:
работы в группе, как на занятиях, так и вне,
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.
Элективный курс по математике «Математика в формате
ЕГЭ» (профидьный
уровень)Данный элективный курс дает учащимся возможность систематизировать и развить знания по
основным разделам математики с целью успешной подготовки к сдаче ЕГЭ.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся могли :
- бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
- рационализировать вычисления;
- свободно применять свои знания в ходе решения математических и практических задач, а
также задач из смежных предметов;

- использовать формулы, содержащие радикалы, степени, логарифмы, тригонометрические
выражения для соответствующих расчетов;
-преобразовывать формулы, выражая одни входящие в них буквы через другие;
-строить графики указанных в программе функций, научиться свободно читать графики,
а также осознать их роль в изучении явлений реальной действительности, в человеческой
практике;
- решать уравнения, используя общие приемы (разложение на множители, подстановка и
замена переменной, применении функции к обеим частям, тождественные преобразования
обеих частей);
-решать простейшие тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и
неравенства;
-применять аппарат математического анализа (таблицы производных и первообразных,
формулы дифференцирования и правила вычисления первообразных) для нахождения
производных, первообразных и простейших определенных интегралов;
-исследовать элементарные функции с помощью методов математического анализа;
вычислять площадь криволинейной трапеции при помощи определенного интеграла;
-изображать изученные геометрические тела, выделять их на чертежах и моделях;
-иллюстрировать чертежом или моделью условие стереометрической задачи;
-аргументировать рассуждения в ходе решения задач ссылками на данные, изученные в курсе
планиметрии и стереометрии;
-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей и объемов), используя
изученные формулы, применять эти знания и умения в окружающем мире.
В результате изучения курса учащиеся
должны знать:
• как применяются математические формулы, способы решения уравнений и неравенств
для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
• значение математики как науки и роль математики в реальной жизни, а также как
прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
должны уметь:
• проводить преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы,
логарифмы и тригонометрические функции;
• моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и
неравенства по условию задачи;
• решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и
логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических,
алгебраических величин, применяя изученные математические формулы, уравнения и
неравенства;
• решать прикладные задачи с применением производных, исследовать функции
помощью производной и первообразной;
• работать с готовыми чертежами, достраивать необходимые элементы для решения
планиметрических и стереометрических задач с использованием формул;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую
правильность полученных результатов;
• пользоваться справочной литературой и таблицами.
Формы промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся 10 класса
(уровень среднего общего образования)
10 класс
(2022-2023)
Входной
Промежуточна
мониторинг
я аттестация
(сентябрь)
(май)

11 класс
(2023-2024)
Входной мониторинг
(сентябрь)

Итоговая
аттестация
(май)

то
м
и
й
ы
п
зр
и
ф
зо
р
о
аш
о
р
е
вм
тд
аы
еш
н
ке
н
зу
г
о
ащ
о
й
е
м
гу
ф
ао
ч
о
й
е
р
у
б
м
п
ч
н
ы
р
ео
о
б
г
зш
н
о
аео
д
г
м
ш
о
аед
й
г(
о
с
п
д
р
р
у
(а
о
ч
св
ш
ер
н
еб
аи
д
н
вт
ш
о
н
е
еги
л
го
ть
о
ен
глы
у
о
ьй
ч
д
н
е(ы
а
б
сй
н
н
р
а
о
ал
гвн
и
о
н
аз
и
л
гти
р
о
ез
д
лз
(ьр
у

предметы

Русский язык

(базовый)
Курс
«Рaзноacпектный
aнaлиз текcтa и
cоздaние
cочинениярaccуждения»
Родной язык
(базовый)
Литература
(базовый)
Родная литературв
(базовый)
Иностранный
язык (базовый)
История
(базовый)
Право
(базовый)
Обществознание
(базовый)
Математика
(базовый/
профильный)
Курс «Математика
в формате ЕГЭ»
(базовый
уровень/профильн
ый уровень
Информатика
(базовый)
Биология
(базовый)
Курс «Решение
проблемных
биологических
задач в ЕГЭ»
Химия
(базовый)
Физика
(базовый)
Курс «Физика в
формате ЕГЭ»
Астрономия
(базовый)
География
(базовый)
ОБЖ
(базовый)
Физическая
культура
(базовый)
Индивидуальный
итоговый проект

Класс

Статус класса

защита

Предмет
Русский язык

Общеобразовательный
ФГОС СОО
(универсальный профиль)

Родной язык
Литература

Формы
Периодичность
промежуточной промежуточной
аттестации
аттестации
Контрольная
1 раз в год
работа
Контрольная
1 раз в год
работа
Контрольная
1 раз в год

работа

10-11
Родная литература
Иностранный язык
(английский)
Математика
Курс «Математика в формате
ЕГЭ» (базовый
уровень/профильный уровень
Курс «Физика в формате
ЕГЭ»
Курс «Решение проблемных
биологических задач в ЕГЭ»
Курс «Рaзноacпектный
aнaлиз текcтa и cоздaние
cочинения-рaccуждения»
Право
История
Обществознание
География
Биология
Физика
Информатика и ИКТ
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
Химия
Индивидуальный проект

Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа

1 раз в год

Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа

1 раз в год

Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Тестирование

1 раз в год

Контрольная
работа
Творческий
проект

1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год

1 раз в год
1 раз в год

1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год

Периодичность проведения промежуточной аттестации: 1 раз в год (в конце каждого
учебного года). Промежуточная аттестация в 10-11-х классах осуществляется в форме
рубежного контроля в конце учебного года. Оценка по предмету за учебный год
выставляется как средняя между годовыми и результатами промежуточной аттестации.
Реализация профильного обучения в части, формируемой участниками образовательных
отношений, содействует подготовке к процедурам государственной итоговой аттестации
выпускников по профильным предметам, данное распределение позволяет обеспечить
выполнение учебных программ базового уровня для более глубокого усвоения программного
материала, формирования навыков самостоятельной работы, приближения учащихся к
выбору будущей профессии, для осуществления их самоопределения и самовыражения,
развития и реализации их творческих, интеллектуальных способностей. Курсы модулей
также решают задачи пропедевтики вузовских дисциплин.
Содержание внеурочной деятельности
Организация

внеурочной

деятельности

при

реализации

основной

образовательной

программы среднего общего образования Внеурочная деятельность - это образовательная
деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП СОО
(личностных, метапредметных) и осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Нормативно-правовая база программы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция ООН о правах ребёнка.
3.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
4.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413.
5.Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
6. Письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
7. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»
8.Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013- 2020 годы» от 15.05.2013
№ 792-р.
9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных организациях» от 29.12.2010 №189 (в действующей
редакции, с изменениями и дополнениями от 29.06.2011., 25.12.2013г.).
10.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена
решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию,
протокол от 28.06.2016 №2/16-з).
11. Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики НСО от 12.04.2017
№ 804 « О переходе образовательных организаций, расположенных на территории
Новосибирской области, на федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования с 01.09. 2017».
12.Устав МАОУ "СОШ № 35 г.Орска"
13. Календарный учебный график на учебный год (утверждается ежегодно педсоветом
школы).
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» программы воспитания.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
✓ вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
✓ формирование в кружках, секциях, клубах, детско-взрослых общностей, которые могли
бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными
эмоциями
и
доверительными
отношениями
друг
к другу;
✓
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
✓
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
✓
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит
в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов
Направление внеурочной деятельности

Название программы

10 – 11 КЛАССЫ

10
Информационно
Преобладание учебно – познавательной
просветительские
деятельности
занятия
Граждвнско
- Курс «РАЗГОВОРЫ О 1/34
патриотической,
патриотическое ВАЖНОМ»
нравственной
и
экологической
направленности
Занятия, направленные Трудовое
Реализация
модуля 1/34
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
на
удовлетворение
профориентационные
беседы,
профориентационных
деловые игры, квесты, решение
интересов
и
кейсов,
изучение
потребностей
специализированных
цифровых
ресурсов,
профессиональные
обучающихся

11

итого

1/34

68

1/34

68

пробы,
моделирующие
профессиональную деятельность,
экскурсии, посещение ярмарок
профессий.

Занятия, связанные с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Занятия, направленные
на
удовлетворение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в
творческом
и
физическом развитии,
помощь
в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей
и
талантов
Занятия, направленные
на
удовлетворение
социальных интересов и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально
ориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления,
на
организацию совместно
с
обучающимися
комплекса мероприятий
воспитательной
направленности

Итого часов
(допустимо до 700 часов)

Проект «Билет в будущее»

-

2/68

68

Преобладание
педагогической
поддержки

«Наставничество»

1/34

1/34

68

Физическое

Спортивный Школьный
Клуб (СШК)
1/34
Программа воспитания
Модуль
«Культурный
норматив школьника».
Проект
«Калейдоскоп
классных мероприятий»

1/34

68

1/34
Программа воспитания
Модуль
«Классный
руководитель»
(Часы общения)

1/34

68

0,5/17

34

Социальное

Реализация
долгосрочных 0,5/17
проектов РДШ, участие в
конкурсах, акциях
Дни единых действий РДШ

Социальное

Деятельность ВОЛОНТЕРОВ

0,5/17

0,5/17

34

Духовно
–
нравственное,
гражданско
–
патриотическое

Несение Вахты Памяти на 0,5/17
школьном
и
городском
Посту №1 (Юнармия)

0,5/17

34

«Начальная
подготовка»

1/34

68

Информационно
- медийное

Пресс – агентство «ШАГИ»
контент группы Вконтакте,
выпуск рубрик

1/34

1/34

68

Социальное

Деятельность актива
Школьного Парламента

0,5/17

0,5/17

34

Общекультурное

Социальное,
Духовно
–
нравственное,
Гражданско –
патриотическое
,

дополнительные
занятия
обучающихся,
испытывающих
затруднения в освоении учебной
программы

военная 1/34

РДШ,

680 часов

Направления внеурочной деятельности
Обучающиеся (их законные представители) имеют право выбора программ внеурочной
деятельности в рамках каждого направления. Выбор программ осуществляется на основе
результатов анкетирования. Каждый обучающийся выбирает наиболее интересное для себя
направление, которое отвечает их внутренним потребностям, помогает удовлетворить
образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои
таланты, способности.
1. Физическое (Спортивное и оздоровительное) направление
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию
обучающегося, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования.
Основные задачи:
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
• использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей;
• развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Результаты - конкурсы, соревнования, показательные выступления и т.д.
2.Духовно-нравственное, патриотическое направление
Целесообразность данного направления заключается в обеспечении духовно - нравственного
развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в
совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов
общества.
Основные задачи:
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести)
• способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование способности к духовному развитию, реализация творческого
потенциала в социально-ориентированной деятельности на основе нравственных
установок и моральных норм;
• расширение и систематизация знаний о великой российской культуре;
• принятие базовых общенациональных ценностей;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями в решении общих проблем.
Результаты - конкурсы, защита проектов, коллективные творческие дела.
3.Социальное направление
Целесообразность данного направления заключается в активизации внутренних резервов
обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне
среднего общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и

конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в
социуме. Основные задачи:
• формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
• формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать
отношения в социуме;
• формирование основы культуры межэтнического общения;
• формирование отношения к семье как к основе российского общества;
• воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшему поколению;
• освоение
разнообразных
способов
деятельности:
трудовой,
игровой,
исследовательской;
• развитие навыков самостоятельности, творческого подхода к решению проблемной
ситуации.
Результаты - защита проектов и исследовательских работ, участие в коллективных
творческих делах и т.д.
4.Общекультурное направление
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных
ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями
мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основные задачи:
• формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания: отношения к
прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях;
• становление активной жизненной позиции;
• воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры;
• формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских
умений и навыков.
Результаты - конкурсы, экскурсии, творческие отчеты, защита проектных и
исследовательских работ.
5.Информационно – медийное направление
Обеспечение мотивации и создание условий для формирования коммуникативной,
творческой, свободно мыслящей, обладающей аналитическим мышлением, умением
аргументировано отстаивать свою позицию, владеющей современными информационномедийными компетенциями и имеющей высокий уровень культуры киберсоциализации
личности, способной к самостоятельной познавательной, творческой деятельности и
практическому использованию современных информационно-коммуникационных
технологий.
Основные задачи:
1. Организация единого информационного пространства школы;
2. Содействие в воспитании информационной культуры школьников;
3. Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных
технологий.
4. Формирование ключевых компетенций (в том числе, краеведческих) и начальных
профессиональных навыков (выявление и развитие журналистских задатков у детей и
подростков).

5. Формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который
востребован современным российским обществом.
Результаты
• наполнение позитивным и познавательным контентом общешкольной группы РДШ и
классных групп;
• выпуск познавательных рубрик по всем направления;
• выпуск буклетов, тематических листовок, памяток;
• выпуск видеороликов из жизни школы и по различным темам; еженедельный выпуск
видеоролика «Эхо школьного коридора»
• создание дискуссионных площадок, конкурсов медиатворчества
• организация сетевого взаимодействия
Реализация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ
внеурочной деятельности. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) с учетом
соответствующих примерных основных образовательных программ.
Формы организации внеурочной деятельности предусматривают:
• активность и самостоятельность обучающихся;
• сочетают индивидуальную и групповую работу;
• обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
• переменный состав обучающихся.
В МАОУ "СОШ № 35 г. Орска" используются следующие формы:
• проектная и исследовательская деятельность;
• экскурсии;
• походы;
• игры;
• викторины, конкурсы;
• беседы;
• праздники;
• школьные спортивные секции;
• конференции;
• круглые столы;
• предметные недели;
• олимпиады;
• военно-патриотические объединения;
• соревнования, спортивные праздники;
• поисковые и научные исследования (исследовательские проекты);
• общественно полезные практики;
• тренинги;
• другие формы, отличные от урочных, на добровольной основе в соответствии с
выбором участников образовательных отношений.
Для реализации Плана внеурочной деятельности используются следующие виды
внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС:
• игровая деятельность;
• познавательная деятельность;
• проблемно-ценностное общение;

• художественное творчество;
• социальное творчество;
• физкультурно-спортивная и оздоровительная деятельность;
• краеведческая деятельность.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей формируются учебные
группы из обучающихся разных классов. Реализация внеурочной деятельности в сетевой
форме Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе
договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации
образовательных программ (ДЮСШ "Авангард", МАУДО Центр развития творчества детей и
юношества Искра г. Орска, МАУДО "Дворец Пионеров г. Орска" и др.)
Результаты внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной
общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей
программе и должны соответствовать планируемым результатам освоения основной
общеобразовательной программы.
Мониторинг достижений обучающихся во внеурочной деятельности
Обязательным условием разработанной модели внеурочной деятельности является ее
контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности.
Предметы диагностики:
• личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
• профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика,
характер педагогической позиции, сформированность профессиональных
ценностей.
• уклад школьной жизни.
Объекты контроля и анализа:
• познавательная активность, интерес к учению, школе обучающихся;
• сформированность их нравственных и эстетических чувств, эмоциональноценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
• применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
• участие в различной социально значимой деятельности, в том числе
творческого характера;
• выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе
связанных со школьной системой взаимоотношений.
Формы промежуточной аттестации
Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша);
Выполнение культурного норматива;
Проекты;
Сдача нормативов;
Смотр строевой подготовки;
Чек – лист участия в мероприятиях;
Опросник профессиональных склонностей 8 – 9 кл.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».