Утверждаю:
Директор МОАУ «Средняя
общеобразовательная школа №35 г. Орска»
______________________ Бадаева Е.Н.
« ____________ » ___________ 2022 г.
Учебный план
Муниципального общеобразовательного
автономного учреждения
средней общеобразовательной школы № 35
г.Орска
Оренбургской области
на 2022-2023 учебный год
(по обновленным ФГОС НОО и ООО)
1. Пояснительная записка к учебному плану
1.1 Нормативная база
Учебный план МОАУ СОШ № 35 на 2022 – 2023 учебный год сформирован в соответствии с:
1. Нормативно-правовыми документами федерального уровня:
-Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V-IX классов
образовательных организаций);
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 (для V-IX классов образовательных организаций);
-Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования) (для X – ХI)
классов образовательных организаций);
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. От
02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» (до 1
января 2022 года);
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28;
-Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях» (с изменениями);
-Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254;
-Письмом МОиН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации
элективных курсов»;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа
физической культуры».
2. Нормативно-правовыми документами регионального уровня:
-Основной образовательной программой начального общего образования МОАУ «СОШ № 35
г. Орска»( ООП НОО-2021);
-Основной образовательной программой основного общего образования МОАУ «СОШ № 35 г.
Орска»(ООП ООО-2021);
--Основной образовательной программой среднего общего образования МОАУ «СОШ № 35 г.
Орска» (ООП СОО-2010);
-Уставом МОАУ СОШ № 35 г.Орска
1.2.Реализуемые основные общеобразовательные программы
• общеобразовательная программа начального общего образования (1-4 классы) ФГОС 2021;
• общеобразовательная программа основного общего образования (9 классы) ФГОС 2010;
• общеобразовательная программа основного общего образования (5-8 классы) ФГОС 2021
• общеобразовательная программа среднего общего образования (10-11 классы) ФГОС 2010
1.3 Режим работы общеобразовательной организации
Понедельник – пятница: с 7.30 часов до 19.00 часов.
В воскресенье и праздничные дни (установленные законодательством Российской Федерации)
Образовательное учреждение не работает.
1.4 Продолжительность учебного года
Дата начала учебного года – 1 сентября 2022 года
Дата окончания учебного года – 31 августа 2023 года
Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет 33 недели, в 2 - 11 классах – 34
недели без учета государственной (итоговой) аттестации.
Учебный год условно делится на четверти (1-9 классы), и полугодия (10-11 классы),
являющиеся периодами, за которые выставляются отметки за текущее освоение
образовательной программы. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
1.5 Продолжительность учебной недели
Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс по графику:
пятидневной учебной недели с двумя выходными днями для обучающихся 1-9 классов и
шестидневной недели с одним выходным для обучающихся 10-11 классов.
На 2022-2023 учебный год разработан календарный учебный график, предусматривающий
организацию образовательного процесса по системе учебных четвертей. Образовательный процесс
организован в одну смену.
Продолжительность уроков во 2 - 11 классах составляет 40 минут, в 1 классах
используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4
урока по 40 минут каждый). Продолжительность занятий в рамках внеурочной деятельности
составляет для учащихся 1 классов 35 минут в первом полугодии, 40 минут - во втором полугодии;
для учащихся 2-9 классов - 40 минут.
1.6 Дополнительные требования при организации обучения в I классе
• учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
для обучающихся предусмотрены дополнительные каникулы с 13.02.2023 г. по 19.02.2023 г.
1.7 Требования к объему домашних заданий
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на
его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 1-х классах-1 ч, во 2 - 3 классах 1,5 ч, в 4 -5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике осуществляется
деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Учебные занятия организованы в форме уроков, практикумов, лекций, проектных заданий,
исследовательских модулей, тренингов, погружений, самостоятельных и лабораторных работ.
Образовательная программа реализуется с использованием учебников из числа входящих в
федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от
20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МОАУ СОШ №35.
Учебный план соответствует действующим санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», действующим с 1 января 2021 года.
2. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
2.1 Пояснительная записка
Учебный план реализуется в соответствии с образовательной программы начальной школы.
В 1-4 классах учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования 2021.
Учебный план МОАУ «СОШ № 35 г. Орска», реализующий ООП НОО, соответствует
действующему законодательству Российской Федерации в области образования, примерному
учебному плану, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, является
важнейшим нормативным документом по организации образовательного процесса начальной
школы в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных в Санитарных правилах и нормах СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2,
Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от
02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)» и Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, ипредусматривает:
• четырёхлетний срок освоения образовательных программ начального общего образования
для 1-4 классов;
• продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом – не менее 8 недель; для обучающихся в 1-ом классе – дополнительные недельные
каникулы в феврале;
• режим для 1 классов прописан в пп.1.5; 1.6;
• для обучающихся 2 – 4 классов устанавливается 5-тидневный режим работы: понедельник –
пятница;
• образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели:
для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков,
за счёт урока физической культуры; для обучающихся II-IV классов – 2 дня в неделю – по 4
урока, 3 дня в неделю – по 5 уроков;
• домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих
пределах: в 1-м – до 1,0 ч, во 2-3-м – до 1,5 ч, в 4-м – до 2 ч (по всем предметам);
2.2 Основные цели учебного плана
Учебный план МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска» отражает
специфику школы, социальный заказ общества, региона, родителей, учитывает кадровый
состав и уровень профессионализма педагогического коллектива, способности и склонности
учащихся, возможности материально-технической базы.
Учебный план является нормативно-правовой основой функционирования школы. В нём
отражены все образовательные области, образовательные компоненты и учтены нормативы
учебной нагрузки школьников, рекомендации регионального учебного плана по
распределению учебного времени на изучение образовательных областей, а также условия
реализации нового федерального базисного учебного плана на всех ступенях образования.
Учебный план школы направлен на достижение следующих задач:
- предоставление каждому обучающемуся возможности получить полное базовое образование;
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ;
- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье.
Учебный план школы построен с учетом специфики учреждения, социального заказа
родителей и учащихся, потенциала педагогического коллектива, способностей и наклонностей
учащихся, возможности материально – технической базы школы.
Основные принципы, развиваемые при реализации учебного плана:
1. Принцип гуманизации предполагает, что в процессе обновления содержания в рамках
реализации Концепции модернизации образования выступает задача формирования
творческого потенциала личности ученика и учителя, центром учебно-воспитательного
процесса является бережно сохраняемая личность ребенка, его способности, склонности,
интересы, возрастные возможности развития.
2. Принцип демократизации предполагает подготовку выпускников, адаптированных к новым
социально-экономическим условиям жизни.
3. Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех
подсистем учебной и внеучебной работы.
2.3 Структура учебного плана НОО
Учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части формируемой
участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность. Учебный
план предусматривает обучение на русском языке.
Изучение предметов обязательной части учебного плана планируется по учебно методическим комплектам, которые включены в федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Учебный план определяет перечень, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов обучающихся и формы их промежуточной
аттестации; является частью основной образовательной программы начального общего
образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего
образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную
деятельность.
Внеурочная деятельность осуществляется по направлениям
развития
личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательного процесса.
Учебный план отражает специфику школы, социальный заказ родителей, учитывает
особенности и возможности педагогического коллектива, способности и наклонности
учащихся.
2.4 Содержание образования
Содержание и структура учебного плана НОО полностью реализует государственный
образовательный стандарт начального общего образования, гарантирует овладение
учащимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, которые позволят учащемуся
продолжить образование на следующем уровне.
При организации инклюзивного образования, в классах для детей с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от
10.06.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15) учебные занятия организуются в первую смену по
пятидневной учебной неделе.
Для использования при реализации образовательных программ в 1-4 классах выбраны:
-учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, учебные пособия,
выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск
учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования.
Предметные области
Основные задачи
реализации содержания
1
Русский язык и литературное чтение
2
Иностранный язык
(английский язык)
3
Математика и информатика
Формирование первоначальных
представлений о русском языке
как государственном языке
Российской Федерации, как
средстве
общения
людей
разных национальностей в
России и за рубежом. Развитие
диалогической
и
монологической устной речи,
коммуникативных
умений,
нравственных и эстетических
чувств,
способностей
к
творческой деятельности
Формирование дружелюбного
отношения и толерантности к
носителям другого языка на
основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других
странах, с детским фольклором
и
доступными
образцами
детской
художественной
литературы,
формирование
начальных навыков общения в
устной и письменной форме с
носителями
иностранного
языка,
коммуникативных
умений,
нравственных
и
эстетических
чувств,
способностей к творческой
деятельности на иностранном
языке
Развитие математической речи,
№ п/п
логического
и
алгоритмического мышления,
воображения,
обеспечения
первоначальных представлений
о компьютерной грамотности
Формирование уважительного
отношения
к
семье,
населѐнному пункту, региону,
России, истории, культуре,
природе нашей страны, еѐ
современной жизни. Осознание
ценности,
целостности
и
многообразия
окружающего
мира, своего места в нѐм.
Формирование
модели
безопасного
поведения
в
условиях повседневной жизни и
в
различных
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях.
Формирование
психологической культуры и
компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме
4
Обществознание и естествознание
5
Искусство
Развитие
способностей
к
художественному образному,
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений
изобразительного
и
музыкального
искусства,
выражению
в
творческих
работах своего отношения к
окружающему миру
6
Технология
7
Физическая культура
Формирование
опыта
как
основы обучения и познания,
осуществление
поисковоаналитической
деятельности
для практического решения
прикладных
задач
с
использованием
знаний,
полученных
при
изучении
других учебных предметов,
формирование первоначального
опыта
практической
деятельности
Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому, нравственному и
социальному
развитию,
успешному
обучению,
формирование первоначальных
умений
саморегуляции
средствами
физической
культуры.
Формирование
установки на сохранение и
8
Основы религиозных культур и светской этики
укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа
жизни
Воспитание способности к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию.
Формирование
5
первоначальных представлений
о
светской
этике,
об
отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре,
истории и современной России
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена в обязательной
части учебного плана учебными предметами: «Русский язык» - 5 часов в неделю,
«Литературное чтение» -4 часа в неделю.
Изучение учебного предмета «Русский язык» способствует развитию личности
обучающегося.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника
(слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым
миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и
эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом
«Иностранный язык» (английский язык) – во 2 – 4 классах по 2 часа в неделю.
Основная цель обучения «Иностранному языку» - развитие способностей младшего
школьника к обучению на иностранном языке через формирование коммуникативных
умений. На уровне начального общего образования обучение английскому языку
начинается со 2 –го класса. При изучении иностранного языка во 2-4 классах предусмотрено
деление класса на две группы (при наполняемости класса не 25 человек). Такое деление
позволяет создать эмоционально комфортную обстановку для изучения иностранного языка,
способствует эффективной актуализации знаний, развитию речевых, коммуникативных
навыков, создает условия для реализации индивидуального подхода с учетом познавательных
возможностей учащихся.
Предметная область «Математика и информатика» представлена в обязательной части
учебного плана в 1 - 4 классах учебным предметом «Математика» - 4 часа в неделю. Цель
предметной области «Математика» - формирование всесторонне образованной и
инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных
дисциплин.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена в обязательной
части учебного плана в 1 - 4 классах учебным предметом «Окружающий мир» - 2 часа в
неделю. В содержание данного учебного предмета дополнительно введены развивающие
модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ
безопасности жизнедеятельности, что позволяет учитывать особенности восприятия
младшими школьниками окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию,
творческие способности.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена в
обязательной части учебного плана 1 - 4 классов учебным предметом «Основы религиозных
культур и светской этики» в 4 классе 1 час в неделю. На основании анкетирования родителей
(законных представителей) выбран модуль «Основы мировых религиозных культур»
Предметная область «Искусство» представлена в обязательной части учебного плана 1 - 4
классов учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» - по 1 часу в
неделю. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование
художественных потребностей обучающихся, раскрытие творческого потенциала, развитие
специальных умений и навыков, природных способностей и навыков работать над собой,
обеспечивающих валеологизацию образовательного пространства. Цель учебного предмета
«Музыка» – ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, любви к нему и
понимание музыки во всем богатстве ее форм и жанров.
Предметная область «Технология» представлена в обязательной части учебного плана в 1 - 4
классах учебным предметом «Технология» - 1 час в неделю, который способствует
саморазвитию и развитию личности каждого обучающегося в процессе освоения мира через
его собственную творческую предметную деятельность.
Предметная область «Физическая культура» представлена в обязательной части учебного
плана в 1 - 3 классах учебным предметом «Физическая культура» - 3 часа в неделю, в 4 классе2 часа в неделю, целью которого является содействие всестороннему развитию личности
посредством формирования физической культуры обучающегося. Кроме уроков физической
культуры двигательная активность обучающихся дополняется организованными подвижными
играми на переменах, физминутками, музыкальными ритмичными упражнениями во время
уроков.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определение варианта
образовательной программы, содержания, форм и методов психолого-медико-педагогической
помощи, необходимости создания специальных условий осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформированных по результатам
комплексного обследования обучающегося.
2.5 Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ»,
основной образовательной программой начального общего образования, Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, Уставом
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска».
Обучение в 1 классе и по предмету «ОРКСЭ» в 4 классе осуществляется безотметочно.
Промежуточная аттестация в 1 классе в связи безотметочной системой обучения не
проводится, все обучающиеся, освоившие программу первого класса, переводятся во второй
класс.
Для обучающихся 2-4 классов по всем предметам учебного плана годовая промежуточная
аттестация проводится на основе результатов промежуточной аттестации и представляют
собой среднее арифметическое.
Промежуточная аттестация обучающихся 2-4 классов проводится в соответствии с
действующим школьным Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце учебного года (в период с 1 мая 2023 г
по 25 мая 2023 г) по всем предметам учебного плана в следующих формах:
Формы промежуточной аттестации в начальной школе:
Учебные предметы
классы
сроки
Русский язык
Литературное
чтение
Родной язык
Литературное
чтение на родном
2
Диктант с
грамматическим
заданием
Контрольное
чтение +
тестовая работа
Проект
3
Диктант с
грамматическим
заданием
Контрольное
чтение +
тестовая работа
Проект
4
Диктант с
грамматическим
заданием
Контрольное
чтение +
тестовая работа
Проект
Проект
Проект
Проект
06.0525.05
06.0525.05
06.0525.05
06.0525.05
языке
Иностранный
язык
Математика
Окружающий мир
Лексикограмматическое
тестирование
Контрольная
работа
Тестовая работа
Лексикограмматическое
тестирование
Контрольная
работа
Тестовая работа
Лексикограмматическое
тестирование
Контрольная
работа
Тестовая работа
Музыка
Проект
Проект
Проект
Изобразительное
искусство
Физическая
культура
Технология (труд)
Проект
Проект
Проект
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Выполнение
нормативов
Проект
-
Выполнение
нормативов
Проект
-
Зачёт
Проект
Проект
06.0525.05
06.0525.05
06.0525.05
06.0525.05
06.0525.05
06.0525.05
06.0525.05
06.0525.05
** В 2022-2023 учебном году школа будет осуществлять дистанционное обучение по
следующим направлениям:
1.В период временной приостановки учебных занятий в связи с низкой температурой воздуха, а
также в период карантина задания для обучающихся будут размещены на сайте школы и
классных группах, в ЭД, в ЭЖ, рассылаться с помощью электронной почты
2.В период подготовки к ВПР обучающихся 4 классов (демонстрационные варианты и задания
будут размещены на сайте школы и в классных группах)
3.В период подготовки к олимпиадам и конкурсам (задания будут размещены в классных
группах)
Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на
использовании современных информационных технологий, позволяющий осуществлять
обучения на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и
обучающимся.
Контрольно-измерительный материалы для проведения всех форм промежуточной аттестации
обучающихся разрабатываются педагогами в соответствии с ФГОС НОО, согласовываются с
ШМО учителей начальных классов и утверждаются приказом директора
Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в
классных журналах.
Данный учебный план обеспечивает преемственность в организации учебной деятельности и
единство образовательного пространства Российской Федерации,гарантирует овладение
обучающимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, которые позволят ребёнку
продолжить образование на следующем уровне.
Учебный план
для 1-4-х классов на 2022-2023 учебный год
в соответствии с обновленными ФГОС-2021
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»
(5-дневная неделя)
Предметные
области
Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
литературное
Литературное
чтение
чтение
Иностранный
Иностранный язык
язык
(английский язык)
Математика и Математика
информатика
Обществознание Окружающий мир
и
естествознание
Искусство
Физическая
культура
Технология
Основы
религиозных
Количество часов в неделю
2
3
4
1
всего
5
165
5
170
5
170
5
170
20
675
4
132
4
136
4
136
4
136
16
540
-
-
2
68
2
68
2
68
6
204
4
132
4
136
4
136
4
136
16
540
2
66
2
68
2
68
2
68
8
270
Музыка
Изобразительное
искусство
Физическая
культура
Технология
1
33
1
34
1
34
1
34
4
135
1
33
1
34
1
34
1
34
4
135
2
66
2
68
2
68
2
68
8
270
1
33
1
34
1
34
1
34
4
135
Основы религиозных
-
1
34
1
34
23
782
87
2938
3
101
3
101
90
3039
-
-
культур и светской
этики
культур и
светской этики
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Физическая культура
Максимальный объем учебной
нагрузки учащихся при 5-дневной
учебной неделе.
20
660
1
22
748
1
22
748
1
0
1
33
1
34
1
34
21
693
23
782
23
782
23
782
2.6 План внеурочной деятельности
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»
на 2022-2023 учебный год
Уровень: начальное общее образование
Содержание внеурочной деятельности определяется планом. План внеурочной
деятельности составляется с учетом интересов, индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся и возможностей школы. При конструировании плана внеурочной
деятельности учитывались предложения педагогического коллектива общеобразовательного
учреждения, учащихся и их родителей (законных представителей), а также специфика и
направленность учреждения.
Модель организации внеурочной деятельности МОАУ «Средняя общеобразовательная
школа № 35 г. Орска» - оптимизационная. Школа реализует модель внеурочной деятельности
на основе оптимизации всех внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения,
способствующая созданию единого образовательного и методического пространства. В ее
реализации принимают участие имеющиеся педагогические работники данного учреждения.
Координирующую роль выполняет, классный руководитель.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на
внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства
в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его
структурных подразделений.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В таких формах как кружки,
спортивные секции, краеведческая работа, научно-практические конференции, олимпиады,
исследовательские и проектные работы, общественно полезные практики.
Виды внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность обучающихся представлена такими видами деятельности, как:
- Игровая деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Досуговая – развлекательная деятельность;
- Художественно - творческая деятельность;
- Трудовая деятельность;
- Спортивно - оздоровительная деятельность.
Внеурочная деятельность в МОАУ « СОШ № 35 г. Орска» осуществляется по
направлениям:
Граждвнско – патриотическое направление
Курс «Разговоры о важном»
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через
изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение,
нравственность, экология.
Познавательное, интеллектуальное направление
Курс «Функциональная грамотность: идеи для будущего»- основной целью является развитие
функциональной грамотности учащихся 1-4 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
В рамках трудового направления предлагается модуль «Профориентация»
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и
выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
•
сформировать положительное отношение к труду;
• научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными
качествами;
• научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в
осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
• выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями
дополнительного и профессионального образования.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется
проведением секций баскетбола
(Руководители: Новиков Л.Р., Гурьев Я.В), самбо
(Руководитель Кивгазов А.А.).
Цель: формирование мотивации к занятиям физической культурой, привитие ценностей ЗОЖ,
формирование умений и навыков саморазвития и самосовершенствования, направлена на
разностороннее развитие двигательных способностей учащихся, на повышение двигательной
подготовленности учащихся, обучение их самостоятельной тренировке слабо развитых
двигательных способностей. Формирование физической культуры личности школьника,
приобретение учащимися знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных
нормах гигиены, о технике безопасности при занятиях спортом, о способах организации
досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
В рамках общеинтеллектуального направления предлагаются:
Кружок «Русские шашки» (руководитель Сураев Ю.Н.).
Целью данной кружковой работы является знакомство учащихся с основами игры в шашки
(правила игры, ходовые свойства каждой фигуры – правила перемещения фигур по шашечной
доске), формирования интереса к данной игре, обеспечение прочного и сознательного
овладения учащимися системы умений и навыков игры в шашки, необходимых в
повседневной жизни.
Общекультурное направление внеурочной деятельности:
Художественный труд. Кружок «Чудесная мастерская» (Программа «Юный мастер».
Руководитель: Машукова Н.И.)
Цель: формирование технологической культуры младших школьников посредством развития
пространственного мышления.
В процессе освоения программы у детей формируется и развивается пространственное
воображение, умение воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство.
ИЗО-студия. Кружок по изобразительному искусству. (Программа « Краски детства».
Руководитель Кальскова М.В.)
В рамках социального направления внеурочной деятельности предлагается:
Факультатив «Учимся создавать проект» (в рамках урочной деятельности)
Цель программы: формирование у детей интереса к проектной и исследовательской
деятельности, повышение ее эффективности и развитие творческих способностей личности на
основе художественно-конструкторских видов деятельности.
В содержание работы детей входит выполнение творческих заданий, решение задач
изобретательского и рационализаторского характера, выполнение комплексных проектов, их
презентация и защита.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4
класс – 34 часа. Часы для работы в мастерских распределены следующим образом.
Духовно-нравственное направление
Факультатив «Моё Оренбуржье» введён с целью реализации региональной краеведческой
составляющей образования в оренбургской области. Реализуемая модель основана на
принципах деятельностного подхода в обучении, даёт возможности для активизации
познавательной деятельности обучающихся, для формирования у них универсальных учебных
действий, исследовательских и проектных умений, навыков гражданской активности.
Цели программы:
• изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей
школы, города Орска и всего Оренбуржья, культурного наследия региона, природных
особенностей родного края,
• формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и
становлении своего края.
Задачи:
- реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение
истории своей школы, города, региона.
- разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в
учебе, делах, общении;
- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению,
удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе
краеведческой деятельности.
Информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности включает:
• проведение мониторинга профессионально-общественного мнения;
• использование информационно-коммуникационных технологий для организации
взаимодействия образовательного учреждения с общественностью;
• создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической);
• использование информационно-коммуникационных технологий, обеспечивания процессов
планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности;
• использование Интернет-сайта, который обеспечивает взаимодействие с социальными
партнерами и родителями обучающихся.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и составляет не более 1350
часов за 4 года обучения.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности сориентированы на планируемые
результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Направление внеурочной
Название
Классы 1 – 4
деятельности
программы
1
2
3
4
итого
Информационно
Преобладание учебно –
просветительские
познавательной деятельности
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
занятия
Граждвнско - Курс
патриотической,
патриотическо «РАЗГОВОРЫ О
нравственной
и е
ВАЖНОМ»
экологической
направленности
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Занятия
по Познавательно Курс
формированию
е,
«ФУНКЦИОНА
функциональной
интеллектуаль ЛЬНАЯ
грамотности
ное
ГРАМОТНОСТ
обучающихся
Ь: ИДЕИ ДЛЯ
БУДУЩЕГО»
0,5/16
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/67
Занятия,
Трудовое
Реализация
направленные
на
модуля
удовлетворение
«ПРОФОРИЕНТ
профориентационных
АЦИЯ»
профориентационные
интересов
и
беседы, деловые игры,
потребностей
квесты, решение кейсов,
обучающихся
изучение
специализированных
цифровых
ресурсов,
профессиональные
пробы, моделирующие
профессиональную
деятельность,
экскурсии, посещение
ярмарок профессий.
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Занятия,
направленные
на
удовлетворение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в
творческом
и
физическом развитии,
помощь
в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей
и
талантов
Духовно
нравственное
Интеллектуаль
ное,
социокультурн
ое
Преобладание
педагогической
поддержки
Курс
«МОЁ 1/33
ОРЕНБУРЖЬЕ»
1/34
1/34
1/34
4/135
«Наставничество 0,5/16
»
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/67
Физическое
1/33
Спортивный
Школьный Клуб
(СШК)
Секция
«Баскетбол»
Секция «Самбо» -
1/34
1/34
1/34
4/135
2/68
2/68
4/136
-
2/68
2/68
1/34
1/34
2/68
Физическое
Физическое
дополнительные
занятия обучающихся,
испытывающих
затруднения в освоении
учебной программы
Интеллектуаль Секция «Русские
ное
шашки»
1/33
Творческое
Кружок
«Чудесная
мастерская»
0,5/16
Общекультурн Программа
ое
воспитания
Модуль
«Культурный
норматив
школьника».
Проект
«Калейдоскоп
классных
мероприятий»
1/33
Социальное,
Программа
Духовно
– воспитания
нравственное,
Модуль
Гражданско – «Классный
патриотическо руководитель»
е,
(Часы общения)
Занятия,
направленные
на
удовлетворение
социальных интересов
и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности
Социальное
социально
ориентированных
ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений, органов
0,5/16
« Учимся
создавать
проект»
Реализация
долгосрочных
проектов РДШ,
участие в
конкурсах, акциях
-
1/34
2/68
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/67
1/34
1/34
1/34
4/135
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/67
ученического
самоуправления,
на
организацию
совместно
с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
Итого часов
допустимо
1320
часов
Дни
единых
действий РДШ
1283 часа
Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения. Часы указанных в таблице форм внеурочной деятельности распределены равномерно в течение недели
(не более 1320 часов за четыре года). Разовые мероприятия, такие как акции, концерты, экскурсии, выставки,
конкурсы и др., осуществляются в течение учебного года с определённой периодичностью.
* Курс « Моё Оренбуржье» в рамках внеурочной деятельности (в рамках проведения классных
часов)
* * Элективный курс « Учимся создавать проект» (в рамках урочной деятельности)
Формы промежуточной аттестации внеурочной деятельности:
классы
Направления
3
Баскетбол
Выполнение
нормативов
Выполнение
нормативов
Выполнение
нормативов
06.0525.05
Самбо
Выполнение
нормативов
Выполнение
нормативов
Выполнение
нормативов
06.0525.05
Русские шашки
школьные
соревнования
по шашкам
школьные
соревнования
по шашкам
школьные
06.05соревнования 25.05
по шашкам
Функциональная
грамотность
Проект
Проект
Проект
06.0525.05
Чудесная мастерская
Проект
Проект
Проект
06.0525.05
ИЗО
Проект
Проект
Проект
06.0525.05
Проект
Проект
Проект
06.0525.05
Проект
Проект
Проект
06.0525.05
Учимся
проект**
создавать
Моё Оренбуржье*
4
сроки
2
3. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
3.1. Пояснительная записка
Основное общее образование призвано формировать опыт самопознания, самореализации,
индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено
личностное, социальное и профессиональное самоопределение. При организации учебных
занятий на этой ступени обучения особое внимание уделено повышению многообразия видов
и форм организации деятельности обучающихся (проектная, индивидуальная, групповая
деятельность, работа с различными источниками информации и базами данных,
дифференциация учебной среды и др.)
Учебный план для 5 – 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения
образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года
не менее 34 учебных недель. Для обучающихся 5 - 9 классов устанавливается 5-дневный
режим работы. Между началом внеурочных занятий и последним уроком рекомендуется
устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
В 5-8 классах учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС основного
общего образования 2021.
В 9 классах учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС основного
общего образования 2010.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований обновленных ФГОС основного общего образования, определяет
общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план образовательной организации предусматривает возможность введения
учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся.
Учебный план включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений, и составлен на 5-летний срок освоения.
Для обучающихся 5-9 классов продолжительность учебной недели составляет 5 дней,
продолжительность урока – 40 минут. Предельно допустимая аудиторная учебная недельная
нагрузка обучающихся 5-го класса составляет 29 часов, 6-го класса – 30 часов, 7-го класса – 32
часа, 8-9 класса – 33 часа. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34
недели.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для имеющей государственную аккредитацию образовательной
организации, реализующей образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Предметная область «Русский язык и литература» включает в себя учебные предметы
«Русский язык» и «Литература». Предусматривается изучение русского языка в 5 классе - 5
часов в неделю, литературы - 3 часа в неделю, в 6 классе изучение русского языка - 6 часов в
неделю, литературы - 3 часа в неделю, в 7 классе изучение русского языка - 4 часа в неделю,
литературы - 2 часа в неделю, в 8 классе – изучение русского языка – 3 часа в неделю,
литературы – 2 часа в неделю, в 9 классе – изучение русского языка – 3 часа в неделю,
литературы – 3 часа в неделю.
Предметная область «Иностранные языки» включает в себя учебный предмет
«Иностранный язык (английский)» по 3 часа в неделю в 5 – 9 классах.
Предметная область «Математика и информатика» в 5 - 6 классах представлена учебным
предметом «Математика» - 5 часов в неделю, в 7 - 9 классах включает разделы «Алгебра» - 3
часа в неделю, «Геометрия» - 2 часа в неделю, «Вероятность и статистика» - 1 час в неделю,
которые преподаются в качестве самостоятельных учебных предметов и «Информатика» в 7 9 классах – 1 час в неделю.
Предметная область «Общественно-научные предметы» в 5 - 9 классах включает в себя
учебные предметы «История» (включает учебные курсы «История России», «Всеобщая
история»)- 2 часа в неделю, «Обществознание» по 1 часу в неделю в 6 - 9 классах,
«География» - по 1 часу в неделю в 5 - 6 классах и по 2 часа в неделю в 7 - 8 классах.
Предметная область «Естественно-научные предметы» включает изучение учебного
предмета «Биология» по 1 часу в неделю в 5 – 7 классах, по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах,
предмета «Физика» в 7 - 8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю, «Химия»
- по 2 часа в неделю в 8 - 9 классах.
Предметная область «Искусство» предусматривает изучение учебных предметов
«Музыка» в 5 – 8 классах по 1 часу в неделю, и «Изобразительное искусство» по 1 часу в
неделю в 5 - 7 классах.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» по 2
часа в неделю в 5 - 7 классах, по 1 часу в неделю в 8 классах и по 1 часу в неделю в 9 классах
изучение данного предмета представлена курсом «Билет в будущее».
Предметная
область
«Физическая
культура
и
основы
безопасности
жизнедеятельности» включает в себя учебный предмет «Физическая культура» и «Основы
безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)». Изучение предмета «Физическая культура»
предусмотрено из расчета 2 часа в неделю в 5 – 9 классах из обязательной части учебного
плана и 1 час в неделю реализуется за счет часов, формируемых участниками образовательных
отношений. В 8 - 9 классах введено изучение предмета «ОБЖ» по 1 часу в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения,
учредителя ОУ.
В 5 классах введены курсы «Родное слово», «Занимательная биология» по 1 часу в неделю,
в 6 классах по 0,5 часа в неделю курсы «Изучение зарубежной литературы», «Основы
финансовой грамотности», в 7 классах по 1 часу в неделю курс «Грамматика и развитие
речи», в 8 классах по 1 часу в неделю «Вероятность и статистика: решение вероятностных
задач»,которые направлены на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на
подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной
деятельности.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
представлена предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России
(ОДНКНР)»,который изучается интегрировано в курсе «История», «Литература»,
«Русский язык», «Музыка», «Обществознание» в 5-6 классах.
При проведении уроков по предметам «Иностранный язык», «Информатика», осуществляется
деление классов на группы при наполняемости 25 и более человек.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается
промежуточной аттестацией.
Промежуточная аттестация проходит в соответствии с Положением о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце учебного года (в период с 10 апреля
2023 г по 10 мая 2023 г) по всем предметам учебного плана.
Предмет
9 классы (дата/ форма контроля)
Русский язык
форма
Итоговая контрольная работа
Дата
10.04-10.05
Литература
Итоговое тестирование
10.04-10.05
Иностранный язык (английский) Итоговое тестирование
10.04-10.05
Математика
10.04-10.05
Итоговая контрольная работа
Алгебра
Итоговая контрольная
элементами тестирования
работа
Геометрия
Зачет
10.04-10.05
Вероятность и статистика
Итоговая контрольная работа с
элементами тестирования
10.04-10.05
Информатика и ИКТ
Итоговая контрольная
элементами тестирования
История
Итоговое тестирование
10.04-10.05
Обществознание
Итоговое тестирование
10.04-10.05
География
Итоговая контрольная
элементами тестирования
Физика
Итоговое тестирование
10.04-10.05
Химия
Итоговое тестирование
10.04-10.05
Биология
Итоговое тестирование
10.04-10.05
ИЗО
Итоговое тестирование
10.04-10.05
Музыка
Итоговое тестирование
10.04-10.05
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
Итоговое тестирование
10.04-10.05
Итоговое тестирование
10.04-10.05
Курсы по выбору
Итоговое тестирование
10.04-10.05
Курс «Билет в будущее»
Защита проектов
10.04-10.05
работа
работа
с 10.04-10.05
с 10.04-10.05
с 10.04-10.05
При промежуточной аттестации обучающихся применяются следующие формы оценивания:
- пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах),
- безотметочное оценивание в виде зачета.
Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются педагогом, согласуются с
методическим объединением по данному предмету и фиксируются в рабочих программах по
учебному предмету.
Учебный план соответствует действующим санитарным правилам СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», действующим с 1 января 2021 года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
в соответствии с обновленным ФГОС-2021
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 г.Орска»
на 2022 – 2023 учебный год для обучающихся 5 – 8 классов
Уровень: Основное общее образование
Предметные
области
Учебные
предметы
Обновленные ФГОС
5
Федеральный компонент
РУССКИЙ ЯЗЫК И Русский
ЛИТЕРАТУРА
язык
Литерату
ра
ИНОСТРАННЫЕ
Иностран
ЯЗЫКИ
ный
язык
МАТЕМАТИКА И Математ
ИНФОРМАТИКА
ика
Алгебра
ОБЩЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
ПРЕДМЕТЫ
Геометри
я
Вероятно
сть и
статисти
ка
Информа
тика
История
Общество
знание
Географи
я
Биология
Физика
Химия
Музыка
Изобрази
тельное
искусство
Физическ
ая
культура
ОБЖ
Технолог
ия
6
час
в
нед
26
5
час в
год
7
час в
год
884
170
час
в
нед
28
6
3
102
3
5
общее
кол-во
часов
8
час в
год
952
204
час
в
нед
30
4
3
102
102
3
102
170
5
170
9
час в год
1020
136
час
в
нед
31
3
час в год
1054
102
час
в
нед
31
3
1054
102
4964
714
2
68
2
68
3
102
442
3
102
3
102
3
102
510
340
3
102
3
102
3
102
306
2
68
2
68
2
68
204
1
34
1
34
1
34
102
1
34
1
34
1
34
102
2
68
2
1
68
34
2
1
68
34
2
1
68
34
2
1
68
34
340
136
1
34
1
34
2
68
2
68
2
68
272
1
34
1
34
1
2
34
68
68
102
68
34
34
1
1
34
34
1
1
34
34
68
68
68
34
2
3
2
1
1
2
2
2
1
238
238
136
136
102
2
68
2
68
2
68
2
68
2
68
340
2
68
2
68
34
34
34
68
1
1
1
2
68
238
Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Физическая культура
3
102
2
68
2
68
2
68
2
68
374
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
170
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Курсы по выбору
*
*
2
68
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
ПРЕДМЕТЫ
ИСКУССТВО
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И
ОБЖ
ТЕХНОЛОГИЯ
***
1
34
1
34
1
34
Курс «Билет в будущее»
Максимальный объем учебной
нагрузки учащихся при 5дневной учебной неделе
29
986
30
1020
32
1088
33
1122
170
1
34
34
33
1122
5338
Основы духовно-нравственной культуры народов России*-интегрировано в учебный предмет «История»,
«Литература», «Русский язык», «Музыка», «Обществознание»
Приложение к учебному плану
МОАУ СОШ №35 в соответствии с обновленным ФГОС-2021
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 г.Орска»
на 2022 – 2023 учебный год для обучающихся 5 – 8 классов
Курсы по выбору 5 класс
Класс
Название курса
К-во часов
на один
класс
(группу)
К-во часов
на курс
Количество
часов в
неделю на
параллель
Кол-во
часов в
год на
параллель
+
1
34
3
102
+
1
34
3
102
6
204
Количество
часов в
неделю на
параллель
Кол-во
часов в год
на
параллель
Класс
группа
5 класс
5 класс
«Литература:
Родное слово»
«Биология: модуль
Занимательная
биология»
ИТОГО:
Курсы по выбору 6 класс
Класс
Название курса
Класс
«Литература:
Изучение
зарубежной
литературы»
«Математика:
основы финансовой
грамотности»
ИТОГО:
+
групп
а
К-во часов
на один
класс
(группу)
К-во часов
на курс
6 класс
6 класс
+
1
16
3
(1 полугодие)
(1 полугодие)
(1 полугодие)
1
18
3
(2 полугодие)
(2 полугодие)
(2 полугодие)
48
(1 полугодие)
54
(2 полугодие)
3
102
Курсы по выбору 7 класс
Класс
Название курса
Класс
«Русский язык: Грамматика
и развитие речи»
+
группа
К-во
часов на
один
класс
(группу)
К-во часов
на курс
Количество
часов в
неделю на
параллель
Кол-во
часов в
год на
параллель
1
34
2
68
7 класс
7 класс
Курсы по выбору 8 класс
Класс
Название курса
Класс
группа
К-во часов
на один
класс
(группу)
К-во часов
на курс
Количество
часов в
неделю на
параллель
Кол-во
часов в год
на
параллель
1
34
2
68
8 класс
8 класс
«Вероятность и
статистика: решение
вероятностных задач»
+
План внеурочной деятельности
в соответствии с обновленным ФГОС-2021
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»
на 2022-2023 учебный год для 5-8 классов
Уровень: основное общее образование
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» программы воспитания.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
✓ вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
✓ формирование в кружках, секциях, клубах, детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и
доверительными
отношениями
друг
к другу;
✓
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
✓
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
✓
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных обучающимися ее видов
Направление внеурочной
Название
деятельности
программы
5
Информационно
Преобладание учебно –
просветительские
познавательной деятельности
1/34
занятия
Граждвнско - Курс
патриотической,
патриотическо «РАЗГОВОРЫ О
нравственной
и е
ВАЖНОМ»
экологической
направленности
1/34
Занятия по
Познавательно Курс
формированию
е,
«ФУНКЦИОНА
функциональной
интеллектуаль ЛЬНАЯ
грамотности
ное
ГРАМОТНОСТ
обучающихся (в том
Ь: ИДЕИ ДЛЯ
числе финансовой
БУДУЩЕГО»
грамотности)
1/34
Занятия,
Трудовое
Реализация
направленные
на
модуля
«ПРОФОРИЕНТАЦИ
удовлетворение
Я»
профориентационных
профориентационные
интересов
и
беседы, деловые игры,
квесты, решение кейсов,
потребностей
изучение
Классы 5 – 9 классы
6
7
8
9
ито
го
1/34
1/34
1/34
1/34
170
1/34
1/34
1/34
1/34
170
1/34
1/34
1/34
1/34
170
специализированных
цифровых
ресурсов,
профессиональные
пробы, моделирующие
профессиональную
деятельность,
экскурсии, посещение
ярмарок профессий.
обучающихся
Проект «Билет
будущее»
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Занятия,
направленные
на
удовлетворение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в
творческом
и
физическом развитии,
помощь
в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей
и
талантов
Общеинтелле
ктуальное
Преобладание
педагогической
поддержки
Физическое
в
-
1/16
«Мульти+»,
«Радиосвязь для
новичков»,
1/16
«Горизонт»
«Наставничество 1/34
»
-
-
-
2/68
68
-
-
-
-
16
-
-
-
-
16
1/34
1/34
1/34
1/34
170
1/34
1/34
1/34
170
-
-
-
16
1/34
1/34
1/34
170
1/34
1/34
1/34
170
0.5/17
0.5/17
0.5/17
51
0.5/17
0.5/17
0.5/17
85
0.5/17
0.5/17
0.5/17
51
-
-
-
16
дополнительные
занятия обучающихся,
испытывающих
затруднения в освоении
учебной программы
1/34
1/34
Спортивный
Школьный Клуб
(СШК)
1/16
Техническое
«Технический
дизайн».
1/34
1/34
Общекультурн Программа
ое
воспитания
Модуль
«Культурный
норматив
школьника».
Проект
«Калейдоскоп
классных
мероприятий»
1/34
1/34
Занятия,
Социальное,
Программа
направленные
на Духовно
– воспитания
удовлетворение
нравственное,
Модуль
социальных интересов Гражданско – «Классный
и
потребностей патриотическо руководитель»
обучающихся,
на е, Социальное
(Часы общения)
педагогическое
Несение
Вахты сопровождение
Памяти
на
деятельности
школьном
и
социально
городском Посту
ориентированных
№1 (Юнармия)
0.5/17 0.5/17
ученических
Реализация
сообществ,
детских
долгосрочных
общественных
проектов
РДШ,
объединений, органов
участие
в
ученического
конкурсах, акциях
самоуправления,
на
Дни
единых
организацию
действий РДШ
Деятельность
совместно
с Социальное
ВОЛОНТЕРОВ
обучающимися
1/16
Социальное
«Я и мой мир»
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
Итого часов
(допустимо 1700)
Информационно
- медийное
Пресс – агентство
«ШАГИ»
контент
группы
Вконтакте,
выпуск рубрик
0.5/17
0.5/17
0.5/17
0.5/17
0.5/17
85
Социальное
Деятельность актива
РДШ,
Школьного
Парламента
0.5/17
0.5/17
0.5/17
0.5/17
0.5/17
85
1679 часа
Направления внеурочной деятельности
Обучающиеся (их законные представители) имеют право выбора программ внеурочной
деятельности в рамках каждого направления. Выбор программ осуществляется на основе
результатов анкетирования. Каждый обучающийся выбирает наиболее интересное для себя
направление, которое отвечает их внутренним потребностям, помогает удовлетворить
образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты,
способности.
1. Физическое (Спортивное и оздоровительное) направление
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию
обучающегося, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования.
Основные задачи:
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
• использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей;
• развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Результаты - конкурсы, соревнования, показательные выступления и т.д.
2.Духовно-нравственное, патриотическое направление
Целесообразность данного направления заключается в обеспечении духовно - нравственного
развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в
совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов
общества.
Основные задачи:
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести)
• способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование способности к духовному развитию, реализация творческого потенциала
в социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и
моральных норм;
• расширение и систематизация знаний о великой российской культуре;
• принятие базовых общенациональных ценностей;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями в решении общих проблем.
Результаты - конкурсы, защита проектов, коллективные творческие дела.
3.Социальное направление
Целесообразность данного направления заключается в активизации внутренних резервов
обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне
среднего общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и
конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в
социуме. Основные задачи:
• формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
• формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать
отношения в социуме;
• формирование основы культуры межэтнического общения;
• формирование отношения к семье как к основе российского общества;
• воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшему поколению;
• освоение
разнообразных
способов
деятельности:
трудовой,
игровой,
исследовательской;
• развитие навыков самостоятельности, творческого подхода к решению проблемной
ситуации.
Результаты - защита проектов и исследовательских работ, участие в коллективных
творческих делах и т.д.
4.Общекультурное направление
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций,
развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры,
духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран.
Основные задачи:
• формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания: отношения к
прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях;
• становление активной жизненной позиции;
• воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры;
• формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских
умений и навыков.
Результаты - конкурсы, экскурсии, творческие отчеты, защита проектных и
исследовательских работ.
5.Информационно – медийное направление
Обеспечение мотивации и создание условий для формирования коммуникативной,
творческой, свободно мыслящей, обладающей аналитическим мышлением, умением
аргументировано отстаивать свою позицию, владеющей современными информационномедийными компетенциями и имеющей высокий уровень культуры киберсоциализации
личности, способной к самостоятельной познавательной, творческой деятельности и
практическому использованию современных информационно-коммуникационных
технологий.
Основные задачи:
1. Организация единого информационного пространства школы;
2. Содействие в воспитании информационной культуры школьников;
3. Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных
технологий.
4. Формирование ключевых компетенций (в том числе, краеведческих) и начальных
профессиональных навыков (выявление и развитие журналистских задатков у детей и
подростков).
5. Формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который
востребован современным российским обществом.
Результаты
• наполнение позитивным и познавательным контентом общешкольной группы РДШ и
классных групп;
• выпуск познавательных рубрик по всем направления;
• выпуск буклетов, тематических листовок, памяток;
• выпуск видеороликов из жизни школы и по различным темам; еженедельный выпуск
видеоролика «Эхо школьного коридора»
• создание дискуссионных площадок, конкурсов медиатворчества
• организация сетевого взаимодействия
Реализация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ
внеурочной деятельности. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) с учетом
соответствующих примерных основных образовательных программ.
Формы организации внеурочной деятельности предусматривают:
• активность и самостоятельность обучающихся;
• сочетают индивидуальную и групповую работу;
• обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
• переменный состав обучающихся.
В МАОУ "СОШ № 35 г. Орска" используются следующие формы:
• проектная и исследовательская деятельность;
• экскурсии;
• походы;
• игры;
• викторины, конкурсы;
• беседы;
• праздники;
• школьные спортивные секции;
• конференции;
• круглые столы;
• предметные недели;
• олимпиады;
• военно-патриотические объединения;
•
•
•
•
•
соревнования, спортивные праздники;
поисковые и научные исследования (исследовательские проекты);
общественно полезные практики;
тренинги;
другие формы, отличные от урочных, на добровольной основе в соответствии с
выбором участников образовательных отношений.
Для реализации Плана внеурочной деятельности используются следующие виды
внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС:
• игровая деятельность;
• познавательная деятельность;
• проблемно-ценностное общение;
• художественное творчество;
• социальное творчество;
• физкультурно-спортивная и оздоровительная деятельность;
• краеведческая деятельность.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей формируются учебные группы
из обучающихся разных классов. Реализация внеурочной деятельности в сетевой форме
Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе договора
между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ
(ДЮСШ "Авангард", МАУДО Центр развития творчества детей и юношества Искра г. Орска,
МАУДО "Дворец Пионеров г. Орска" и др.)
Результаты внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной
общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей
программе и должны соответствовать планируемым результатам освоения основной
общеобразовательной программы.
Мониторинг достижений обучающихся во внеурочной деятельности
Обязательным условием разработанной модели внеурочной деятельности является ее
контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности.
Предметы диагностики:
• личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
• профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика,
характер педагогической позиции, сформированность профессиональных ценностей.
• уклад школьной жизни.
Объекты контроля и анализа:
• познавательная активность, интерес к учению, школе обучающихся;
• сформированность их нравственных и эстетических чувств, эмоциональноценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
• применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
• участие в различной социально значимой деятельности, в том числе
творческого характера;
• выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных
со школьной системой взаимоотношений.
Формы промежуточной аттестации
Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша);
Выполнение культурного норматива;
Проекты;
Сдача нормативов;
Смотр строевой подготовки;
Чек – лист участия в мероприятиях;
Опросник профессиональных склонностей 8 – 9 кл.